КОПЕНГАГЕН, 30 мар - ПРАЙМ.
Согласно официальной программе, заседание Еврогруппы начнется в 11.00 мск и завершится в 14.00 мск.
В РАМКАХ ЕВРОЗОНЫ
Вопрос о достаточности ныне действующего Европейского фона финансовой стабильности (ЕФФС) и будущего Механизма финансовой стабильности (МФС) должен был быть рассмотрен главами государств еврозоны еще на саммите в начале марта. Однако эта встреча так и не состоялась, прошел лишь общий саммит глав государств ЕС. Тогда между странами не было достигнуто единого мнения о необходимости увеличивать фонды, в частности, не была ясна позиция Германии - страны-основного донора этих фондов. Власти ЕС в начале марта сообщали, что надеются на решение вопроса об укреплении "стены, заграждающей еврозону от пожаров кризиса" к концу марта.
Вице-президент Еврокомиссии Олли Рен заявил на текущей неделе, что согласие по наращиванию мощности фондов стабильности еврозоны будет принято на предстоящей встрече министров в пятницу. ЕК выступает за увеличение объемов фондов и дала соответствующие рекомендации Еврогруппе, однако пока не раскрывает параметров. Рен лишь сказал журналистам в понедельник, что надеется на увеличение фондов "в соответствии с рекомендациями Еврокомиссии".
Встреча Еврогруппы является неформальной, следовательно, официального решения может не последовать. Повестка дня заседания министров финансов не опубликована.
ВСЯ СОЛЬ
ЕФФС составляет 440 миллиардов евро, он помогает Ирландии (в целом должен выделить до 17,5 миллиарда евро до 2013 года включительно), Португалии (до 26 миллиардов евро до 2014 года включительно) и Греции (более 100 миллиардов евро до 2014 года включительно). ЕФФС будет иметь возможность участвовать в новых программах по стабилизации ситуации в странах еврозоны до середины 2013 года, затем он будет лишь исполнять принятые на себя ранее обязательства, свидетельствуют официальные материалы фонда.
ЕФФС сформирован за счет гарантий стран еврозоны и привлекает под них средства на рынках капитала для кредитования проблемных стран. Он также вправе кредитовать правительства стран еврозоны для рекапитализации банков и выкупать бонды проблемных государств объединения на первичном и вторичном рынках.
МФС должен заработать в середине текущего года, его общий объем составит 700 миллиардов евро, при этом, по оценкам властей ЕС, "кредитная мощность" будет находиться на уровне 500 миллиардов евро. МФС будет состоять из 80 миллиардов оплаченного капитала и 620 миллиардов капитала по требованию. При этом уставный капитал механизма разделен на 7 миллионов акций номиналом 100 тысяч евро каждая, на которые могут платиться дивиденды. Предполагается поэтапное внесение странами еврозоны средств в МФС. Еврогруппа на встрече в пятницу может рассмотреть вопрос и о механизме ускорения наполнения МФС. Лидеры государств валютного союза в ходе саммита ЕС в начале марта решили внести в счет оплаченного капитала МФС в текущем году сразу два транша вместо одного.
Механизм начнет действовать лишь после того как страны, на которые приходится 90% его капитала, ратифицируют на национальных уровнях договор о существовании МФС. Пока предполагается, что в середине 2013 года механизм заменит собой ЕФФС, а общая кредитная мощность двух институтов останется на уровне 500 миллиардов евро.
ЕЦБ ранее выступал за сложение объемов механизма и фонда. На текущей неделе канцлер Германии Ангела Меркель заявила о согласии правительства страны на увеличение объема МФС с 500 до 700 миллиардов евро, хотя ранее оно выступало против наращения мощностей фонтов стабильности еврозоны. Взнос Германии в МФС составляет 27,15% объема уставного капитала или примерно 190 миллиардов евро и является наибольшим среди остальных стран еврозоны, говорится в договоре по созданию МФС.
Агентство Bloomberg со ссылкой на проект, подготовленный министрами финансов еврозоны, сообщило на текущей неделе, что европейские власти готовы увеличить объем фондов для финансовой стабильности еврозоны до 940 миллиардов евро.
Между тем Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендует властям региона единой европейской валюты нарастить совокупный размер таких фондов до 1 триллиона евро.
Эксперты старейшего частного банка Германии Berenberg Bank полагают, что для стабилизации еврозоны в случае эскалации финансово-экономических проблем одной из крупнейших экономик еврозоны - Италии может потребоваться минимум 1,7 триллиона евро, а не 1 триллион. Инвесторы и экономисты считают Италию и Испанию потенциальными следующими кандидатами на получение внешней помощи, однако пока вопрос о ее выделении не стоит, власти ЕС хронически отрицают ведение переговоров на этот счет. Эксперты Berenberg Bank отмечают, что оценить возможную потребность стран региона единой европейской валюты в "спасательных" внешних кредитах в настоящее время сложно. Те не менее, по расчетам Berenberg, чтобы удержать Италию до 2014 года может потребоваться 710 миллиардов евро, а Испанию - около 420 миллиардов евро кредитов.
В РАМКАХ ЕС
На заседании Экофина, по традиции, будут присутствовать министры экономики и финансов 27 стран Евросоюза, а также главы центральных банков региона. Согласно официальной программе, днем 30 марта они планирую обсудить экономический прогноз Евросоюза, а также предложения Еврокомиссии по финансовому плану ЕС на 2014-2020 годы, на основе которого затем строятся ежегодные бюджеты ЕС.
Еврокомиссия в конце июня прошлого года приняла многолетний финансовый план ЕС на эти семь лет, предполагающий общее увеличение расходов бюджета по сравнению с предыдущей семилеткой на 4% - до 971,5 миллиарда евро с 925,6 миллиарда евро. ЕК предполагала нарастить доходы бюджета на 5% за период 2014-2020 годов - до одного триллиона евро против 975,8 миллиарда евро за период 2007-2013 годов. Теперь, согласно материалам к Экофину, ЕС предлагает расходы на уровне 1,083 триллиона евро. Ряд стран ЕС выступает за замораживание расходов бюджета ЕС на фоне продолжающегося глобального кризиса. Бюджет Евросоюза наполняется в основном за счет взносов стран-участниц.
Власти ЕС рассчитывают, что саммит глав государств Евросоюза рассмотрит многолетний бюджет региона в июне текущего года, а итоговый документ может быть принять уже к концу текущего года.
Экофин 31 марта планирует обсудить регулирование испытывающих серьезные трудности банков, на спасение ряда из которых в кризис правительства развитых стран потратили триллионы евро. Экофин планирует рассмотреть регулирование по разделению затрат на спасение банков между их кредиторами и акционерами.
"Падающий банк может стоить значительных средств экономике, заставляя правительства и налогоплательщиков финансировать спасение кредитного учреждения. (Специальное регулирование) даст инвесторам банка более серьезный стимул к слежению за риск-менеджментом банков, так как они буду знать, что могут потерять деньги, если чрезмерные риски приведут к краху банка. Улучшение риск-менеджмента может сократить и риск банкротства банка", - говорится в материалах к Экофину.
Ряд стран ЕС уже используют подобное спецрегулирование, "однако важно обсудить методику общих принципов подобного режима в странах ЕС", говорится в материалах.
Министры поговорят и о повестке дня предстоящих в апреле весеннего заседания Международного валютного фонда и совещания министров финансов стран "Большой двадцатки". Одним из важнейших вопросов этих встреч должно стать увеличение ресурсов МВФ, отмечается в материалах к Экофину.
"МВФ призвал к срочному увеличению глобальной заградительной стены (от пожаров кризисов - ред.) в порядке одного триллиона долларов, из которых половина может быть профинансирована за счет усиления (фондов стабильности - ред.) еврозоны, и половина - за счет увеличения кредитной мощности МВФ", - говорится в материалах.
Ранее стране еврозоны уже договорились о дополнительном взносе в МВФ на 150 миллиардов евро в рамках двусторонних кредитов, передает РИА Новости.