Правительство России не видит необходимости компенсировать нефтяникам доходы, недополученные из-за удержания цен на топливо в первом квартале этого года, поскольку убытков компании не понесли, заявил в среду журналистам вице-премьер РФ Игорь Сечин. При этом он признался, что нефтяники уже обращались к нему с соответствующими просьбами. "Но мы считаем, что убытков пока нет. Конечно, хочется поднимать эффективность, но надо делать это корректно, рыночным образом", - отметил вице-премьер.
Напомним, что в середине января Министерство энергетики России договорилось с нефтяными и энергетическими компаниями о заморозке розничных цен на топливо и электроэнергию в январе-феврале 2012 года. Цены были заморожены на уровне декабря 2011 года. Как уточнил тогда министр энергетики Сергей Шматко, принципиальная договоренность "достигнута, несмотря на рост акцизов с начала 2012 года". При этом в Минэнерго поспешили уточнить, что министр не имел в виду формализованное соглашение с нефтяниками, поскольку оно противоречило бы действующему законодательству.
С 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо в России выросли на 29-32,6%, и ряд аналитиков и участников рынка предсказывали в связи с этим рост цен на бензин в рознице, чего, впрочем, впоследствии не произошло. Согласно последним данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в РФ за неделю с 19 по 25 марта не изменились, как и цены на дизтопливо, которые неделей ранее поднялись на 0,2%. Стоимость бензина остается неизменной шестую неделю подряд, свидетельствует ведомственная статистика.
Данный факт и дал основания правительству повременить с компенсационными выплатами нефтяникам по окончании периода топливного моратория.
Между тем к концу марта Минэнерго, Минэкономразвития и Минфин обещали разработать соответствующий механизм по личному указанию Сечина, написала газета "Ведомости". В частности, издание сообщало, что компенсации будут предоставлены в виде снижения экспортных пошлин на дизельное топливо и мазут. Правда, с оговоркой: решение о снижении пошлин будет принято только после анализа положения дел в нефтяных компаниях. Ранее Шматко также пообещал, что Минэнерго будет мониторить цены как у вертикально-интегрированных компаний, так и небольших, региональных сетей АЗС.
При ценах на нефть порядка 100 долларов за баррель поставки моторного топлива на внутреннем рынке рентабельнее, нежели вывоз на экспорт. Кроме того, розничные цены пока сдерживаются пока и потому, что на рынок давят рекордные накопленные запасы. Возможный рост стоимости оптовых партий пока не отражается на рознице только потому, что на АЗС сейчас в основном продается бензин, закупленный несколько недель назад по сравнительно низким ценам. Между мелкооптовыми и розничными ценами на бензин имеется "достаточный лаг, чтобы сгладить последствия увеличения акцизов" (около 1 рубля на 1 л в зависимости от экологического класса топлива), пояснил ПРАЙМ директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков.
При этом аналитик напоминает, что на середину лета запланировано еще одно повышение акцизов. С 1 июля акцизы на топливо вырастут еще на 1-1,5 рубля с 1 литра. И если динамика роста мировых цен на нефть во втором полугодии 2012 года будет более агрессивной, то у нефтяников могут возникнуть потери. А значит, правительству снова придется вручную регулировать рынок нефтепродуктов, дабы избежать удорожания моторного топлива на внутреннем рынке.
Напомним, что 7 лет назад "застрельщиком" бензинового моратория стал "Лукойл":
В период с декабря 2004 года по май 2005 года компания в одностороннем порядке снизила на 5% и заморозил розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС в России. Инициатива не была поддержана другими участниками рынка. Однако, уже в сентябре 2005 года тогдашний глава Минтопэнерго Виктор Христенко провел закрытое заседание с представителями крупных нефтяных компаний страны ("Лукойл", ТНК-ВР, "Сибнефть" (ныне – "Газпром нефть"), "Сургутнефтегаз", "Роснефть" и "Татнефть"). После окончания встречи, длившейся более пяти часов, было заявлено, что нефтяники добровольно согласились временно заморозить цены на бензин на 4 месяца.
Подобная практика, прижилась, и в последующем правительству не приходилось долго уговаривать нефтяников на введение бензинового моратория. В частности, в феврале 2011 года в России был введен запрет на рост цен на бензин, который привел к увеличению экспорта нефтепродуктов вслед за ростом цен на нефть на мировых рынках. Но уже в мае
правительство было вынуждено снова "рулить" топливным рынком, распорядившись на время прекратить экспорт нефтепродуктов с целью насыщения внутреннего рынка.
Что, впрочем, впоследствии не остановило роста цен на моторное топливо.
По данным Росстата, в среднем цены на бензин в 2011 году выросли на 13,8%, что более чем вдвое превысило уровень годовой инфляции (6,1%). В этом году эксперты ожидают роста цен на бензин в пределах от 6% до 15%, правда, тут же оговариваясь, что многое будет зависеть от конъюнктуры на мировом рынке нефти, а также от степени участия правительства в наведении порядка с ценами на топливо внутри России.
Ирина Столярова, ПРАЙМ