Прогноз по убытку за 2012 финансовый год (завершился 31 марта) пересмотрен в сторону ухудшения и составил 6,4 миллиарда долларов. Таких потерь корпорация не несла за всю свою 65-летнюю историю.
Некоторые причины крупных неприятностей легендарного производителя электроники лежат на поверхности. В прошлом году Японии пережила мощное землетрясение. Sony пришлось приостановить свои производства на островах. Те же события нанесли удар по внутреннему рынку, на который приходится треть выручки корпорации. Дефляция внутри страны и череда кризисов за ее пределами, крупнейший из которых до сих пор лихорадит еврозону, также не улучшили финансовые показатели Sony. И это при том, что три предшествующих года компании и так не слишком хорошо удавалось свести концы с концами. Она стабильно показывала убытки (в 2009 году – 1, в 2010-м – 0,4, а в 2011-м – 3,2 миллиарда долларов). В довершение ко всему Sony пришлось произвести масштабные налоговые выплаты за четвертый квартала – в основном за границей (прежде всего, в США).
Рейтинговые агентства уже сделали выводы. В январе Moody's понизило рейтинг Sony на одну ступень. Вскоре также поступили в Standard & Poor's. Инвестбанк Goldman Sachs рекомендовал своим клиентам "уверенно продавать" бумаги Sony. Аналитики, похоже, не без особого оптимизма смотрят в будущее компании. Может быть, дело в самом рынке электроники?
Ничего подобного. По данным IDC, продажи ПК в штучном выражении выросли за прошлый год на 1,6% . Мобильные телефоны прибавили 14%, отмечают в Strategy Analytics. Подкачал традиционный для Sony рынок телевизоров – если верить NPD Display Search, он потерял 0,34% в штучном выражении в равнении с 2010 годом. Однако, например, Samsung Electronics, также производящая телевизоры, не жалуется – компания закончила прошлый год с прибылью 12,2 миллиарда долларов.
Волей-неволей закрадывается подозрение, что по меньшей мере часть проблем, которые обрушились на Sony, могут объясняться снижением популярности ее продукции – по-прежнему, высококачественной и надежной, но, очевидно, не вполне отвечающей новым веяниям рынка. Компания, ясно дело, в это не верит. После объявления прогнозов о рекордных убытках менеджмент пообещал все исправить. По итогам текущего финансового года компания ожидает получить прибыль в 2,2 миллиардов долларов.
Александр Маляревский, ПРАЙМ