"
Рынки акций резко вернулись на докризисный уровень: например, индекс S&P500 поднялся с низкого показателя в 1099 в октябре до 1400, нагнав почти 30%. Доходность облигаций в периферийных странах Еврозоны стремительно упала: например, в Италии доходность 10-летних облигаций опустились с 7,5% до 5%. Экономические индикаторы в своем большинстве указывали, что худшее позади: несмотря на слабость индексов PMI, повторного падения в зону рецессии, зафиксированного в 2008 году, не произошло. Цены на сырье пошли вверх, подхваченные эйфорией восстановления.
Улучшение финансовых настроений также отразилось на незначительном подъеме в сторону консенсус-ожиданий роста. Например, консенсус-прогноз роста экономики США в 2012 году поднялся с прежнего показателя в 1,9% до 2,3%. Цифры по Великобритании также растут. Кажется, что уверенность вернулась. А в этом случае, возможно, устойчивое восстановление экономической активности наконец-то не за горами.
В то же время, подобный вывод может быть слишком оптимистичным. Схожая ситуация уже имела место быть. Индекс S&P500, поднявшись с 1137 в октябре 2010 года и достигнув пика в 1343 в феврале 2011 года, все же не смог удержаться на этом уровне, опустившись затем в течение весны и лета. Консенсус-прогнозы экономического роста США в 2011 году достигли наивысшей точки в начале прошлого года, затем угаснув. То, что, как предполагалось, станет проблемой лишь для Греции, в конечном итоге поглотило всю Еврозону целиком. Более высокие цены на нефть, воспринятые в начале как подтверждение восстановления экономики, вместо этого помогли привести восстановление к преждевременному концу.
Причины стремительного замедления роста
Важно отметить, что проблема связана, в первую очередь, с развитыми странами. Несмотря на повторяющиеся опасения по поводу перспектив некоторых развивающихся стран, в первую очередь, Китая, свидетельств каких-то структурных потерь во вкладе в рост мировой экономики нет: в течение последних 10 лет мировая экономика была сильной, несмотря на проблемы в странах развитого мира. Проблемы индустриально развитого мира связаны с долгом, более слабым, чем ожидалось, уровнем экономической активности, политической неуверенностью, гравитационным влиянием развивающихся стран и не работающей должным образом финансовой системой.
Новые прогнозы
Мы остаемся при мнении, что страны развитого мира задержались в состоянии экономического "похолодания". Мы не поддавались оптимизму, который на некоторое время завладел настроениями на финансовых рынках. Чтобы быть точнее, HSBC предрекает не возвращение к рецессии – если не учитывать периферийные страны Еврозоны – а, скорее, отсутствие жизнеспособной тенденции восстановления.
Мы несущественно скорректировали прогнозы для США, Великобритании и Еврозоны в положительную сторону, частично отражая слабое изменение по сравнению с ожидаемым год назад, но эти изменения не будут иметь значительных последствий для экономики: они связаны скорее с погрешностями округления, чем с крупными изменениями в экономическом процессе.
Для США мы ожидаем в этом году рост ВВП в размере 1,7%, что выше в сравнении с прежними 1,5%, тогда как "сжатие" экономики Еврозоны сейчас ограничено числом 0,6%, в сравнении с 1,0%, во многом благодаря более сильным показателям Германии. Китай в этом году удерживается на уровне роста в 8,6%, частично благодаря ожиданию больших стимулов со стороны регуляторов, чем прежде, в виду предстоящего в ближайшем будущем ослабления экспорта и промышленного производства. Мы оставляем прогноз на 2013 год прежним, подчеркивая, что восстановление Западного мира остается длительной и тяжелой работой. Как и прежде, развивающиеся страны продолжают вырываться вперед (см. Таблицу. 1).
Источник: оценки HSBC
* Оценки основаны на итогах финансового года Индии (анонсируемые в апреле-мае)
РОССИЯ
На сегодняшний момент статус-кво сохраняется
Как ожидалось, в марте 2012 года Россия избрала Владимира Путина президентом России на следующие шесть лет. Однако главный вопрос о направлении будущей политики вновь избранного президента пока остается без ответа. Девиз Владимира Путина – обеспечение стабильности в России. Данная цель может быть достигнута путем открытого и прозрачного диалога с обществом по политическим вопросам, а также проведения социальных и политических реформ, несмотря на их болезненность. С другой стороны, В. Путин, возможно, решит сохранить статус-кво. По мнению аналитиков HSBC, второй путь может в определенный момент привести к экономическому и политическому кризису.
Принимая во внимание вышеупомянутое, первое полугодие 2012 года обещает быть довольно благоприятным для экономики России: годовой экономический рост останется на уровне выше 3% в годовом исчислении, а инфляция замедлится до уровня ниже 4% в годовом исчислении. Обострение геополитической обстановки подтолкнуло рост мировых цен на нефть, что явилось положительным фактором для России как для крупного экспортера нефти. Рынки позитивно воспринимают этот макроэкономический фон вместе с появлением давления на рубль, обусловленного ростом его курса.
Мы ожидаем, что с первыми трудностями российская экономика столкнется во втором полугодии 2012 года, даже допуская, что цена на нефть марки Urals останется на уровне 120 долл. США за баррель. По нашим оценкам, экономический рост замедлится до уровня 3%. В то же время, негативный эффект базы для цен на продукты питания и административное регулирование тарифов, возможно, приведут к росту инфляции, начиная с июля.
Данные события, вполне вероятно, спровоцируют разочарование на рынках. В совокупности с оттоком капитала и негативным для платежного баланса сезонным фактором это может оказать понижательное давление на рубль ближе к концу года, сродни тому, которое наблюдалось в 2011 г. Следовательно, надо готовиться к "дежа-вю".
Таблица 2. Ключевые показатели экономики России
Спрос, скорее всего, замедлится
График 1.
• По данным Министерства экономического развития, в январе рост ВВП России уже замедлился до 3,9% в годовом исчислении по сравнению с 4,9% в годовом исчислении в четвертом квартале 2011 года. Однако есть основания ожидать дальнейшего снижения роста до менее 3% в годовом исчислении во второй половине 2012 года.
• Во-первых, ослабевает мировой спрос на российский экспорт, что тормозит рост обрабатывающей и смежных отраслей экономики.
• Во-вторых, внутренний спрос, вероятно, будет угасать. Возможности налогово-бюджетных маневров ограничены, и частный сектор, скорее всего, в этом году возьмет "инвестиционную паузу" в ожидании ясности относительно экономического курса нового правительства после президентских выборов в марте 2012 года. Мы ожидаем, что во второй половине 2012 года рост реальных доходов и реальной заработной платы будет сдерживаться повышением инфляции, что также ограничит потребительский спрос.
Инфляция, вероятно, вновь ускорится во второй половине 2012 года
График 2.
• В феврале инфляция замедлилась до минимальных в постсоветской истории 3,7% в годовом исчислении и, на наш взгляд, в скором времени потенциально может снизиться еще на несколько десятых.
• Однако негативный эффект базы в совокупности с вероятным ослаблением рубля может увеличить уровень инфляции во второй половине 2012 года, несмотря на постепенное улучшение базового инфляционного тренда. На наш взгляд, решения нового правительства по расходам сделают возвращение к рекордно низкому уровню инфляции маловероятным в ближайшей перспективе.
• ЦБ РФ по-прежнему очень обеспокоен внушительными объемами чистого оттока капитала. В связи с этим мы думаем, что регулятор, вероятно, сохранит свою жесткую позицию, несмотря на более низкий уровень инфляции, и возможно, снизит ставку на символические 25 базисных пункта во втором квартале 2012 года.
Приход весны, но не "арабской"
График 3.
• Владимир Путин одержал победу на президентских выборах в марте, помимо прочих факторов благодаря его активной предвыборной кампании.
• Рейтинг популярности Владимира Путина по-прежнему демонстрирует долгосрочный тренд снижения. Зарождающийся российский средний класс требует экономических и политических реформ, и эти требования, вероятно, будут усиливаться со временем, охватывая более широкие слои общества.
• Мы думаем, что отмеченные тенденции увеличивают потенциальный риск ранних парламентских и президентских выборов в России в некий момент времени в будущем.