Запасы месторождений нефти, газа и газового конденсата, находящихся на континентальном шельфе составляют более 700 млрд. барр. в нефтяном эквиваленте (70% от всего объема ресурсов Российской Федерации) и достигают почти четверть от общего оценочного объема мировых ресурсов углеводородов. Их освоение требует принципиально новых технологических подходов и значительных инвестиций, а также длительного срока разведки и разработки - до получения первой промышленной нефти зачастую приходится работать 10-15 лет (эти данные основываются на мировом опыте разработки шельфа). При этом роль традиционных центров нефтегазодобычи, прежде всего, в Западной Сибири, в перспективе следующего десятилетия будет уменьшаться, и государству необходимо найти новые стратегические решения для обеспечения национальных интересов.
В настоящее время реализация шельфовых проектов сдерживается из-за отсутствия единой комплексной системы налогового и таможенно-тарифного стимулирования. Эта причина неоднократно называлась инвесторами в качестве важнейшего препятствия для начала инвестиционного процесса, отметил С.И. Шматко, комментируя предлагаемые меры.
Для решения этого вопроса Минэнерго России проведена работа и согласованы подходы с Минфином России, Минэкономразвития России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Учтено мнение компаний, работающих на шельфе и морских месторождениях Российской Федерации. В результате разработан комплекс мер, ключевая цель которых – обеспечение глобальной конкурентоспособности российской шельфовой добычи на десятилетия вперед и запуск масштабных инвестиций уже сегодня. «Обеспечение долгосрочной энергетической безопасности и безусловных лидерских позиций России в мировой энергетической отрасли - являются приоритетными задачами Минэнерго России», - подчеркнул глава Минэнерго России.
В частности, подготовлен проект распоряжения Правительства, которое определяет основные принципы стимулирующей системы налогообложения, а также порядок ее внедрения - при одновременном повышении комплексности государственного контроля и мониторинга за реализацией шельфовых проектов. Предложенные меры отражают объективно непростые условия реализации новых инвестиционных проектов и построены на основе прозрачной категоризации регионов потенциальной добычи по уровню технологической сложности, природно-климатических и ледовых условий, отсутствия объектов инфраструктуры и других факторов, влияющих на инвестиционные риски.
С.И Шматко подчеркнул, что инвесторам предложена четкая и понятная схема работы, предусматривающая отмену ряда оборотных налогов (включая экспортную пошлину для нефти и газа, добытого на новых морских и шельфовых месторождениях), введение адвалорных ставок НДПИ в зависимости от сложности проекта и гарантии неизменности налоговых условий - на определенный срок, в зависимости от категорий сложности. Предлагаемые параметры определены с таким расчетом, чтобы рентабельность работы на шельфе Российской Федерации была сопоставима с проектами, реализуемыми на шельфе Норвегии, США и Бразилии. «Мы рассчитываем, что принятие предложенных мер будет воспринято компаниями как безусловный сигнал к ускорению геологоразведочной деятельности в новых регионах и началу активной разработки шельфа», - сказал С.И. Шматко.
Отдельно в комплексе мер предусмотрена важность локализации производства промышленного оборудования и развития сервисного бизнеса вокруг шельфовой отрасли. В ходе совещания было отмечено, что на примере таких стран как Бразилия и Норвегия, видно, что продуманная политика в области локализации оборудования и услуг позволяет не только обеспечивать дополнительные бюджетные поступления, но и создавать компании мирового уровня в таких секторах как нефтесервисная индустрия и судостроение. За счет повышения уровня локализации должен быть достигнут высокий мультипликативный эффект для российского ВВП (экспертная оценка - пяти-семикратный эффект на каждый вложенный рубль) и трудовой занятости (одно рабочее место в шельфовом проекте оценочно создаст 10-15 мест в экономике страны).
ПРЕСС-СЛУЖБА МИНЭНЕРГО РОССИИ ФГАУ «Современные коммуникации топливно-энергетического комплекса» www.minenergo.gov.ru