В частности Максим Шнейдер отметил, что не всеми регионами приняты решения, направленные на обеспечение транспортной доступности населения на 2012 год. Так, до сих пор не заключены договоры на транспортное обслуживание пятью регионами с шестью пригородными пассажирскими компаниями – это Республика Коми, Калининградская область, Республика Дагестан, Чеченская республика, Приморский край.
Кроме того, в настоящее время в бюджетах ряда регионов полностью отсутствует статья расходов на компенсацию выпадающих доходов от перевозок пассажиров на 2012 год. К ним относятся Владимирская область, Вологодская область, Республика Бурятия, Ленинградская область, Тверская область, Приморский край, Астраханская область и Курганская область.
Из 73 регионов, в которых осуществляется пригородное железнодорожное сообщение, сегодня только в 9 регионах предусмотрена полная компенсация выпадающих доходов от перевозок пассажиров на 2012 год – это Свердловская, Омская, Томская, Рязанская, Оренбургская области, а также Республика Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – Алания, Хакасия и Хабаровский край.
В своем выступлении Максим Шнейдер обратился к представителям администраций субъектов РФ и присутствующим на совещании представителям ФСТ России с просьбой поддержать ОАО «РЖД» в скорейшем принятии проекта Федерального Закона «О регулярном железнодорожном сообщении в Российской Федерации» и подчеркнул необходимость формировать и согласовывать перевозчику объемы перевозок в пригородном железнодорожном сообщении.
- Эти меры позволят обеспечить транспортную доступность и мобильность населения, а также повысить качество обслуживания пассажиров пригородных поездов, - отметил начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД». – В течение 2012-2013 гг. нам необходимо также обсудить ряд общественных вариантов развития для облегчения нам всем ситуации по установлению тарифов и компенсации выпадающих доходов.
В частности, Максим Шнейдер отметил, что в сфере регулирования тарифов на перевозки необходимо на федеральном уровне разработать и утвердить методику определения выпадающих доходов перевозчиков. Кроме того, он предложил внести изменения в Приказ ФСТ России от 19 августа 2011 г. № 506-Т и предусмотреть обязанность регулирующего органа принимать решение об установлении (изменении) тарифов как на перевозки для населения, так и экономически обоснованного уровня тарифа для определения сумм выпадающих доходов. За регулирующим органом также предлагается закрепить обязанность направления субъекту естественных монополий решения о величине экономически обоснованных затрат и экономически обоснованного тарифа.
Очевидна также необходимость принятия на региональном уровне нормативных актов, регламентирующих процедуру тарифного регулирования в сфере пригородных перевозок.
ОАО «РЖД» обратилось к участникам совещания рассмотреть предложения компании по совершенствованию Тарифного руководства на услуги инфраструктуры, в том числе:
1) распространить на долгосрочную перспективу субсидирование инфраструктурных расходов пригородных перевозчиков;
2) подробно детализировать перечень работ и услуг, расходы на которые учтены в инфраструктурном тарифе;
3) исключить из состава затрат, учитываемых при проектировании тарифов, расходов на электроэнергию на тягу поездов;
4) в долгосрочной перспективе рассмотреть вопрос дифференциации тарифа, которая отражала бы себестоимость услуг, связанных непосредственно с предоставлением права на использование инфраструктуры.
- Мы многое сделали для пригородного пассажирского комплекса. В 2010-2011 годах произошли существенные изменения, которые позволили пригородным пассажирским компаниям работать в новых условиях. Кроме того, принятое в 2011 году решение о целевой поддержке пригородных перевозок из федерального бюджета снизило тарифную нагрузку на пассажиров и, в целом, стабилизировало объем транспортного предложения. Об этом говорит и рост пассажирооборота в пригородном железнодорожном сообщении на 5,6 % и рост количества отправленных пригородными поездами пассажиров – на 4,6 %, - сказал Максим Шнейдер. – Однако, несмотря на все это совокупный убыток от пригородных перевозок в 2011 году составил более 8,5 млрд. рублей.