Антонов привел статистику по объемам кредитования автомобилей в России: после падения в кризисном 2009 году, когда было выдано кредитов только на 150 миллиардов рублей, уже в следующем году объемы автокредитования выросли до 307 миллиардов рублей, а в 2011 году - до 531 миллиарда рублей.
"Рынок восстановился очень быстро, наши ожидания, что не должно быть хуже в этом году", - сказал он.
ТРЕНДЫ
Среди тенденций этого года участники круглого стола выделили растущую конкуренцию за долю на рынке автокредитования, подогреваемую усилением позиций кэптивных банков автопроизводителей. На сегодняшний день свои банки в России имеют такие автоконцерны, как Toyota, Volkswagen, BMW, Mitsubishi, Daimler, Peugeot Citroen.
"Если взять цифры по западной Европе, то сейчас около 50% рынка автокредитов на новые машины контролируется кэптивными банками. В России данная цифра приблизительно составляет 25-30%, не более. Мы ожидаем, что в принципе все будет развиваться в аналогичном направлении", - сказал глава Русфинанс банка (входит в группу Societe Generale) Арно Леклер.
По словам Антонова, все ключевые российские банки из первой двадцатки активно ищут новые модели развития на рынке автокредитования. "Все ищут, каким образом диверсифицировать свои продукты в области автокредитования... и, улучшив операционную модель, захватить большую часть рынка", - сказал он.
По мнению Леклера, еще один тренд, который касается всех участников рынка, заключается в снижении доходности бизнеса в сегменте автокредитования.
ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ
По словам руководителя службы страхования и кредитования группы компаний "Автомир" (крупнейшего автодилера России) Ивана Романова, люди начали пересаживаться на более дорогие автомобили, и многие не могут себе авто такого класса без привлечения кредита.
Такое поведение людей, учитывая, что их реальные доходы в прошлом году почти не выросли, должно вызывать у банков определенные опасения, считает Антонов.
"Если для автопроизводителей это хорошо, то для банков и для экономики, если не растут реальные доходы населения, это плохо. Тут надо разобраться, отложенный ли это спрос, когда люди копили деньги и сделали большой первичный взнос из накоплений и легко обслужат кредит. Это нормально. Но если люди просто опять огульно начали в расчете на будущие доходы рассчитывать, что в будущем они заработают, хотя сейчас роста доходов нет, то это опасно и на банки ложится серьезная нагрузка", - сказал он.
По данным главы Росбанка, среднерыночная номинальная ставка по классическим программам автокредитования (автокредитование в отделениях банков) выросла до 13,5% в четвертом квартале прошлого года с 12% в третьем квартале.
"Сейчас мы видим продолжающийся рост процентных ставок по классическим продуктам автокредитования, при этом продолжается увеличение средней суммы кредита. То есть население готово брать большую сумму и при увеличении кредитных ставок. Это тренд четвертого квартала 2011 года и первых месяцев этого года", - отметил он.