В 2011 году темпы роста рынка немного снизились по сравнению с 2010 годом, по итогам которого рынок вырос на 24,3%, однако, по мнению Шабанова, в целом тенденции, которые демонстрирует рынок, положительные.
"Еще несколько лет назад многих экспертам цифра в 300 миллионов долларов казалась астрономической. Считалось, что лучшие времена с точки зрения роста далеко позади, что рынок не будет расти темпами больше 10-15% в год. Но, как мы видим, послекризисное восстановление позволило вернуться к темпам роста свыше 20%", - сказал Илья Шабанов РИА Новости.
В Anti-Malware отмечают, что при составлении отчета аналитики центра учитывали не выручку вендоров, а суммы, которые отдали за продукцию конкретной компании потребители – то есть учитывается совокупный объем средств, потраченных на антивирусные продукты потребителям в сегменте домашних пользователей, малого и среднего бизнеса, крупного бизнеса и госзаказа. По словам Ильи Шабанова, такой подход позволяет сформировать более точную картину распределения сил на российском рынке антивирусного ПО.
ГЛАВНЫЕ ИГРОКИ
По итогам исследования, более половина рынка (52,7%) в 2011 году занимает компания "Лаборатория Касперского", на продукты которой за год клиентами в общей сложности было потрачено 176,3 миллиона долларов. Следом идут компания Eset (27% рынка, 90,5 миллиона долларов) и Symantec (7,6% рынка, 25,4 миллиона долларов). На четвертом месте расположилась российская антивирусная компания "Доктор Веб", на продукты которой в 2011 году по данным Anti-Malware.ru клиентами было потрачено примерно 22,5 миллиона долларов, что соответствует 6,7% рынка. На пятом месте - компания Trend Micro (3,3% рынка, 11 миллионов долларов), на шестом – McAfee с 1% рынка или 3,4 миллиона долларов в денежном выражении. На решения от других вендоров суммарно пришлось 5,6 миллиона долларов или 1,7% рынка.
"В целом рынок за последние два года консолидируется в руках двух лидеров - "Лаборатория Касперского" и Eset. Первая из них контролирует более половины рынка, вторая - около трети. На двоих эти два вендора занимают почти 80% всего рынка. Сейчас с уверенностью можно говорить, что именно эти две компании смогли извлечь наибольшую выгоду из посткризисного восстановления рынка", - прокомментировал результаты исследования Илья Шабанов.
СЕГМЕНТЫ
Он также отметил, что одним из ключевым драйверов роста рынка в 2010-2011 годах стала сфера ритейла. Продажи антивирусных продуктов через торговые сети, по данным Anti-Malware.ru в 2011 году выросли на 26%. Больший рост показал только государственный сектор (28%).
"Поэтому только серьезно работающие в этом сегменте компании, а это "Лаборатория Касперского", Eset и "Доктор Веб", могут похвастаться серьезными цифрами роста и в итоге улучшили свои позиции", - сказал Шабанов.
В Anti-Malware отмечают, что не смотря на прогнозы ряда экспертов, через каналы торговых сетей продажи не только не снижаются под давлением бесплатных антивирусных продуктов, но и показывают высокие посткризисные темпы роста.
По словам Шабанова, зарубежные производители, делающие ставку в основном на корпоративные продажи (Symantec и Trend Micro) фактически остались на прежнем уровне или показали совсем небольшой рост. В корпоративном сегменте продажи выросли на 18%, в сегменте малого и среднего бизнеса – примерно на 14%.
"Сегмент малого и среднего бизнеса по-прежнему не демонстрирует должного роста и остается сегментом с большим потенциалом на будущее", - отметил Илья Шабанов.
Anti-Malware.ru – известный российский информационно-аналитический центр, посвященный информационной безопасности. Деятельность центра сфокусирована на тестировании продуктов для обеспечения информационной безопасности и рыночной аналитике. Среди прочего центр ежегодно выпускает собственные аналитические отчеты о состоянии рынка антивирусов, систем для предотвращения утечек информации (DLP) и прочих продуктов сферы информационной безопасности, передает РИА Новости.