В совещании приняли участие первый вице-премьер Игорь Шувалов, руководитель министерства промышленности и торговли Денис Мантуров, министр транспорта Игорь Левитин, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и другие высокопоставленные руководители федеральных исполнительных органов власти и крупных компаний.
Как отметил Владимир Путин, необходимо выстроить четкую линейку приоритетных проектов на долгосрочную перспективу и определиться с источниками их финансирования. По его словам, это могут быть, как частные инвестиции в коммерчески интересные проекты, так и различные формы государственно-частного партнерства. Он подчеркнул, что у железнодорожников должны быть деньги не просто на поддержание существующей инфраструктуры, но и на её развитие. В этой связи необходимо коренным образом совершенствовать государственную тарифную политику на железнодорожном транспорте. По мнению Владимира Путина, необходима «предсказуемая, понятная всем участникам экономической жизни формула расчета тарифа, причем не на один год, а не менее чем на 5-10 лет». Он предложил изучить вопрос внедрения в железнодорожной сфере принципов экономически обоснованной доходности на инвестируемый капитал по аналогии с энергетическим рынком. По мнению Владимира Путина, это позволит привлечь в отрасль действительные крупные, «длинные» инвестиции.
Владимир Якунин в своем выступлении подчеркнул, что существовавшие ранее резервы инфраструктуры во многом исчерпаны и формируется серьезный риск торможения развития ряда отраслей из-за узких мест железнодорожной сети. Он привел оценки, согласно которым к 2020 г. будет не вывезено порядка 20% от требуемых объемов грузов из-за инфраструктурных ограничений. При этом только до 2015 г. суммарный дефицит инвестиций на развитие инфраструктуры для удовлетворения спроса на грузовые перевозки составляет 400 млрд руб. Президент ОАО «РЖД» подчеркнул, что компания продолжает работу в соответствии с алгоритмом, утвержденным в Кемерово, привлекая частные инвестиции на развитие инфраструктуры, однако потенциал таких механизмов ограничен. В связи с этим Владимир Якунин подчеркнул, что без принятия решения об индексации тарифов в 2013 г. на 7,4% не будет достигнута точка безубыточности, а также не будут созданы условия для перехода с 2014 г. к долгосрочной индексации тарифов на уровне инфляции. Кроме того, отсутствие инвестиционной составляющей в тарифе в размере 4% не позволит обеспечить необходимое развитие ОАО «РЖД».
В качестве первоочередных проектов, по которым требуются безотлагательные решения, он назвал строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ВСМ) и модернизацию Байкало-Амурской магистрали в интересах роста экономики Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.
По словам Владимира Якунина, создание ВСМ является проектом, направленным на социально-экономическое развитие регионов, тяготеющих к Московской и Санкт-Петербургской агломерациям. Именно в этих регионах в ближайшие годы продолжится динамичный экономический рост и будет формироваться серьезный вклад в ВВП, что требует создания качественно новой инфраструктуры. Строительство ВСМ, отметил Владимир Якунин, позволяет решить эту задачу – с 2018 по 2050 год по высокоскоростной линии будет перевезено более 300 млн. пассажиров. Совокупный размер инвестиций в проект ВСМ оценивается на уровне около 1 трлн 200 млрд руб. При этом социально-экономический эффект по проекту, по словам президента ОАО «РЖД», в несколько раз превышает затраты на его создание. Проект планируется реализовывать на принципах государственно-частного партнерства в форме контракта жизненного цикла. Механизмы финансирования предусматривают распределение затрат по строительству между государством и технологическим партнером. Предполагается, что концессионеру из бюджета компенсируется 70% затрат на этапе строительства, а 30% затрат он финансирует за счет собственных и привлеченных средств. Владимир Якунин призвал Правительство РФ к скорейшему решению вопроса о начале строительства и разработки соответствующих нормативных документов, чтобы проект мог быть реализован к Чемпионату мира по футболу в 2018 г.
- Для того чтобы построить и запустить высокоскоростную железнодорожную магистраль нужно 6 лет и точка бифуркации для нас – сегодня, - подчеркнул Владимир Якунин.
Он также отметил, что ОАО «РЖД», в случае согласия Правительства РФ, готово пойти на опережающее инвестирование в размере 4,5 млрд руб с последующим возвратом этих средств компании.
Говоря о необходимости модернизации и развития Байкало-Амурской магистрали, Владимир Якунин сообщил, что к 2015 году протяженность участков БАМа с дефицитом пропускной способности составит порядка 3,9 тысяч километров.
- В этой связи решение о кардинальной модернизации БАМа является стратегическим с точки зрения устойчивости социально-экономического развития региона, обеспечения геостратегических долгосрочных интересов России. Реализация проекта БАМа позволит не только обеспечить освоение сырьевой базы региона, но и «вдохнет» жизнь в его развитие, создаст новые рабочие места, привлечет людей, снизит остроту вопроса переселения жителей из зоны БАМа, укрепит оборонный потенциал России, - заявил Владимир Якунин.
Необходимые инвестиции на реализацию мероприятий по обновлению железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали до 2020 года составляют 737 млрд рублей в ценах 2011 года. Такие инвестиции позволят обеспечить возможность перевозок по БАМу на всем протяжении в объеме более 40 млн. тонн в год и доставлять в порты Ванино-Совгаванского узла более 54 млн. тонн в год, отметил президент ОАО «РЖД». Требуемый объем государственной поддержки на реализацию первоочередных мероприятий составляет более 200 млрд. рублей.
Владимир Якунин предложил при ежегодном утверждении инвестиционной программы ОАО «РЖД» предусматривать на реализацию проекта по развитию и модернизации Байкало-Амурской магистрали не менее 15 млрд. рублей в год на общую сумму 60 млрд. рублей до 2016 года в ценах 2011 года. Кроме того, по его словам, необходимо обеспечить государственную поддержку, включая введение инвестиционной составляющей, реализацию первоочередных мероприятий проекта по развитию и обновлению Байкало-Амурской магистрали с привлечением средств Фонда национального благосостояния, ресурсов накопительной пенсионной системы за счет выпуска инфраструктурных облигаций на общую сумму 208 млрд. рублей.