Соответствующий законопроект глава государства представил на рассмотрение нижней палаты парламента в начале апреля. Он вносит изменения в части первую, некоторые главы части второй (так называемые финансовые сделки), третью (за исключением раздела V "Наследственное право") и четвертую ГК, которые касаются основополагающих институтов гражданского права. Президент выразил надежду, что принятие этих поправок улучшит экономическую жизнь и инвестклимат в стране.
Законопроектом, в частности, вводится изменение содержания категории "злоупотребление правом", деление юридических лиц на корпоративные (с участием в управлении учредителя) и унитарные организации, понятие "владельческое право" и институт владельческой защиты.
Предусматривается нотариальное удостоверение сделок, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации.
Регулируются решения собраний как самостоятельного юридического факта. Уточняются полномочия "наблюдательного совета" и "совета директоров" как двух разных органов управления; основания оспаривания сделок и правовые последствия признания их недействительными либо незаключенными (несовершенными); порядок ликвидации юридического лица и удовлетворения требований его кредиторов.
Исключаются организационно-правовые формы юридических лиц "Закрытое акционерное общество" и "Общество с дополнительной ответственностью".
Кроме того, вводятся признаки для разграничения договора финансирования под уступку денежного требования с другими видами договоров, в рамках которых возможна передача права такого требования; обязательность нотариального удостоверения договора об ипотеке; новая статья о потребительском кредите; новые виды счетов (банковский счет в драгоценных металлах, совместный счет, номинальный счет, накопительный счет создаваемого юридического лица, публичный депозитный счет и так далее). Предусматривается возможность выпуска банками сберегательных (депозитных) сертификатов с отказом вкладчика от досрочного получения вклада.
Уточняются нормы законодательства об интеллектуальных правах в связи со вступлением России в ВТО. Устанавливаются общие принципы ответственности за нарушения интеллектуальных прав в интернете со стороны информационных посредников (интернет-провайдеров). Упрощается государственная регистрация передачи прав на патенты и товарные знаки. Определяются порядок патентования полезной модели меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав (возмещение морального вреда, возмещение убытков, компенсация, изъятие из оборота и уничтожение оборудования и материалов, используемых для нарушения исключительных прав, а также ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя). Расширяются возможности использования иностранного гражданского законодательства в хозяйственной деятельности субъектов.
Как отметил зампред думского комитета по финрынку Юрий Исаев (ЕР), комментируя законопроект, содержание и объем предусмотренных изменений и дополнений Гражданского кодекса свидетельствуют о существенной модернизации основных норм гражданского права.
"Поддерживая законопроект, комитет считает, что ряд его статей нуждаются в серьезной доработке и дополнительном обсуждении", - сказал Исаев.
Так, по его словам, предлагаемая законопроектом статья, посвященная "риску убытков банка и клиента гражданина при использовании электронного средства платежа" противоречит действующей статьей 9 федерального закона "О национальной платежной системе".
"По сравнению с действующим регулированием, предлагается ввести дополнительную ответственность клиентов в размере 10% от неправомерно списанных средств с их счетов. Также предлагается возложить на клиентов обязанность доказывать тот факт, что клиент не нарушал порядок использования электронного средства платежа, что повлекло к совершению операции без согласия физического лица", - пояснил депутат.
Он отметил, что нормы об ответственности сторон по операциям с использованием электронных средств платежа, направленные на защиту интересов граждан, как экономически более слабой стороны при взаимодействии с банками, введены федеральным законом "О национальной платежной системе" в июне 2011 года и вступают в силу в январе 2013 года.
"Эти нормы предусматривают, что если стороны своевременно информируют друг друга о несанкционированных операциях, то убытки, связанные с такими операциями, несет банк в полном объеме, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица", - сказал депутат, добавив, что такая редакция этого положения законопроекта не может быть поддержана.
Кроме того, в главе об ипотеке, по словам Исаева, речь идет о введении обязательного нотариального удостоверения договора об ипотеке (за исключением независимой ипотеки). Он пояснил, что в сфере ипотечного жилищного кредитования проверку законности сделки по приобретению и передаче жилого помещения в залог осуществляет будущий кредитор-залогодержатель, который несет риски, связанные с признанием сделки недействительной и утратой залогового обеспечения.
"В отсутствие действенных механизмов ответственности нотариуса за причиненные участникам сделки убытки вследствие ненадлежащей проверки законности такой сделки, требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок повлечет существенное удорожание ипотечных сделок для граждан и увеличение сроков их совершения", - считает парламентарий.
По его мнению, целесообразно рассмотреть закрепление в законодательстве о нотариате функций нотариусов по проверке законности таких сделок, а также эффективных механизмов ответственности нотариусов за убытки, причиненные участникам сделки и залогодержателю, сообщает РИА Новости.