Глава крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот" Виталий Савельев накануне заявил, что в России необходимо создать "черные списки" пилотов, уволенных из авиакомпаний за трудовые нарушения, и пассажиров, которые неадекватно ведут себя во время полетов. Кроме того, Савельев заявил о необходимости рассмотреть возможность российских авиакомпаний брать на работу пилотов из стран СНГ в связи с дефицитом специалистов в России.
"Подобный вариант может быть рассмотрен. Однако хочу заметить, что "Аэрофлот" пока не обращался к депутатам с просьбой внести свои предложения", - заявил глава подкомитета Госдумы по воздушному транспорту Андрей Андреев.
При этом он отметил, что о "черных списках" можно будет говорить только в том случае, если будут продуманы критерии включения в них пилотов и пассажиров.
"О "черном списке" пилотов можно говорить только в том случае, если будет продуман вопрос о критериях внесения в данный список. Чтобы не случилось так, что "черный список" станет способом сведения счетов между авиакомпаниями и, например, пилотами, которые являются представителями профсоюзов. Не секрет, что такие конфликты в некоторых авиакомпаниях сейчас есть. Нам также необходимо отработать критерии, по которым пассажиры будут попадать в "черный список". Мы должны понимать, что создание такого списка - это уже крайняя мера. Некоторые пассажиры в полете ведут себя неадекватно. Вспомним хотя бы тот случай, когда пьяные пассажиры раскачивали лайнер во время полета. А в качестве промежуточной можно, например, ввести повышенные штрафы для таких нарушителей", - сказал депутат.
Он напомнил, что в начале апреля депутатами ЛДПР в Госдуму был внесен законопроект о создании "черных списков" пассажиров, однако он пока не рассматривался профильным комитетом.
Один из авторов данного законопроекта, депутат Ярослав Нилов, выразил надежду на то, что данная инициатива будет рассмотрена Госдумой в первом чтении до конца весенней сессии.
По словам депутата, данный законопроект можно дополнить положениями о введении "черного списка" пилотов. "Нужно предусмотреть, чтобы была четкая градация, на каком основании пилот будет попадать в черные списки. Если поведение пилота приводило к тому, что вставал вопрос о безопасности пассажиров, то это один вариант. Необходимо, чтобы не было перегиба. Если пилот просто не сработался с командой, интриги авиакомпании, личная неприязнь, в компании нашли основания для того, чтобы его уволить, то вносить его в "черный список" будет неправильно", - сказал Нилов.
Депутат также высказался в поддержку предложения "Аэрофлота" брать на работу пилотов из стран СНГ: "Если у нас есть нехватка специалистов, то в целом, может, и можно рассмотреть данный вопрос. Я бы отдал приоритет этнически русским гражданам, так как это вписывалось бы в нашу программу работы с соотечественниками за рубежом".
Нилов не исключил, что в Думу может быть внесен альтернативный законопроект правительства РФ или депутатов "Единой России", который в дальнейшем может быть принят вместо проекта, внесенного оппозицией.
Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заявил, что готов рассмотреть инициативу о создании "черных списков" пилотов и пассажиров.
Вместе с тем депутат уверен, что перед введением таких списков необходимо внимательно изучить вопрос, чтобы не ущемлять права граждан. "С точки зрения закона к таким вещам надо относиться очень аккуратно", - сказал депутат.
Кроме того, Москвичев считает, что вопрос дисциплины в транспортной сфере должен быть рассмотрен комплексно. "Сегодня ведь это не только авиация. Сегодня такие пассажиры бывают и на железной дороге, и на речных судах, и в автобусах, и в метрополитене", - заявил он.
По словам депутата, "черные списки" может заменить введение повышенных штрафов за нарушения правил перевозки пассажиров: "Может, нужно ввести какие-либо штрафы большие, 500 тысяч рублей или больше. А после этого, если не соблюдает, то тогда можно посмотреть более жесткую ответственность за поведение пассажира в транспортном средстве".
При этом Москвичев высказался против идеи брать на работу иностранных пилотов. "Я считаю, что пилотов надо учить своих, и у нас достаточно молодых граждан, которые способны стать пилотами. Приглашение иностранных граждан ни к чему хорошему не приводит. Такая практика у нас была с автомобильным транспортом. Вот когда уже не будет желающих среди своих, тогда рассматривать надо этот вопрос", - сказал он.