На посту главы министерства экономического развития РФ Набиуллина завоевала репутацию стратегически мыслящего специалиста и симпатии бизнеса, выступая в роли защитницы его интересов. И это несмотря на то, что деловой климат в стране по-прежнему вызывает нарекания со стороны инвесторов, а "Стратегию-2020" пересматривало все экспертное сообщество России.
Последние четыре года Набиуллина активно снижала административные барьеры, облегчала допуск к электросетям для предприятий малого бизнеса, способствовала внедрению промышленной сборки зарубежных автомобилей в нашей стране, и ни много ни мало при ней РФ вступила во Всемирную торговую организацию.
МИЛЕЙШИЙ ЧЕЛОВЕК, ЛИБЕРАЛ И ВЛАДЕЛИЦА "ЯГУАРА"
После смены правительства Михаила Фрадкова и ухода Германа Грефа с должности главы МЭРТ в сентябре 2007 года Набиуллина была назначена министром экономического развития и торговли РФ. Греф тогда говорил, что считает ее одним из наиболее квалифицированных специалистов в РФ в экономической сфере и одним из наиболее талантливых менеджеров. "Человек очень прозрачный, исключительно честный, работоголик. Человек, очень ясно и отчетливо понимающий принципы рыночной экономики, великолепно знающий работу", - сказал он.
По мнению главы организации "Деловая Россия" Бориса Титова, Набиуллина "наверное, самый лучший министр экономики с точки зрения бизнеса за последние годы". "Она высокий профессионал. И при этом она милейший человек, с которым приятно общаться", - отзывался о ней Титов.
Оценили российские бизнесмены и общественники попытки Набиуллиной вырулить экономику страны на либеральный курс преобразований. Правда, результат усилий высоко не оценен, но обвинять ее в этом никто не торопится, понимая, что усилий одного министра, пусть и насквозь либерального, для смены курса всей страны все-таки мало.
Близкие ей люди говорят, что министр хорошо разбирается в искусстве, предпочитает классическую музыку, любит поэтов серебряного века и фильмы на французском языке. В прошлом году Набиуллина вошла в когорту топ-чиновников, которые не могли похвастаться высокими заработками – ее годовой доход снизился до 3,2 миллиона рублей с 3,6 миллиона в 2010 году, а из собственности за ней значатся треть квартиры и автомобиль Jaguar S-TYPE.
АККУРАТНАЯ СТРАТЕГИЯ ОТ МИНЭКА
Больше четырех лет своей карьеры до назначения на пост министра Набиуллина посвятила формированию стратегии страны, работая, а потом и возглавляя Центр стратегических разработок. Не случайно в 2008 году Набиуллина, сформулировав шесть задач ведомства, на первое место поставила стратегическое планирование развития страны. Остальные пять - это содействие диверсификации экономики и преодолению инфраструктурных ограничений, создание комфортных условий для ведения бизнеса, повышение эффективности госинститутов, обеспечение интеграции страны в мировое экономическое пространство, а также повышение эффективности экономического обеспечения обороноспособности и безопасности РФ.
Спустя четыре года на посту министра, первую и последнюю задачи она из списка вычеркнула. На итоговой коллегии министерства в апреле Набиуллина назвала только четыре: улучшение инвестклимата и в целом условий ведения бизнеса, оптимизацию участия государства в экономике, стимулирование инноваций и повышение эффективности, а также интеграцию в мировую экономику, поддержка выхода российских компаний на внешние рынки.
При Набиуллиной стратегическое планирование развития страны впервые практически целиком было отдано на откуп экспертам. Более тысячи светлых умов страны планировали ее будущее до 2020 года. Что из предложенного пойдет в работу пока неизвестно, но ряд предложений из этого коллективного труда уже озвучивается различными министерствами на правительственных совещаниях, в том числе и не самые популярные меры, например, повышение пенсионного возраста.
Тема повышения эффективности экономического обеспечения обороноспособности и безопасности РФ, вычеркнутая из списка Набиуллиной, последнее время стала достаточно скользкой. Достаточно вспомнить, что именно она послужила причиной для ухода из правительства вице-премьера Алексея Кудрина. Эксперты по Стратегии-2020 осторожно рекомендовали несколько сократить планируемые затраты и растянуть их до 2030 года. Минфин предложения поддержал, а Минэк отмолчался и задачу из своих приоритетов аккуратно вычеркнул.
ЗАЩИЩАЯ НЕЗАЩИЩЕННОЕ
Представители бизнес-объединений в один голос хвалят Набиуллину и называют ее защитницей своих интересов, которая добровольно заняла позицию бизнес-омбудсмена при российском кабмине.
Действительно, став министром, она только и говорила об улучшении делового климата и помощи бизнесу. Первым под сферу защиты Набиуллиной попал малый бизнес. Неимоверными усилиями удалось снизить число проверок и перечень лицензируемых видов деятельности. Число договоров по подключениям малого бизнеса к сетям по сравнению с 2008 годом возросло в 1,7 раза. Медленно, но все-таки начала реализовываться программа так называемой малой приватизации.
Впрочем, все эти достижения были перечеркнуты в 2011 году, когда ставки страховых взносов взлетели до 34% с 14% ранее. Авральные усилия по выделению льготников среди малого бизнеса, которые занимаются производством, доверия предпринимателей вернуть не смогли. Тем более что на горизонте маячит 2014 год, на который ставки еще не установлены, но власти неоднократно говорили, что число льготников будет сокращаться, а возврата к прекрасным 14-процентным платежам уже не будет.
Если говорить не о малом, а о бизнесе в целом, то отчет российских властей выглядит неплохо, а рука Набиуллиной отпечаталась практически на всем, где так или иначе упоминается деловой климат. Например, перезапустили работу Консультативного совета по иностранным инвестициям, заработал офис омбудсмена, решающий конкретные проблемы иностранных инвесторов. Программы улучшения инвестиционного климата, разработанные с учетом модельной программы Минэка, приняты в 77 регионах России. Появилась и оценка регулирующего воздействия на бизнес законопроектов, которые вносятся в правительство.
Вот только смущает, что по рейтингу Doing Business Россия пока находится на 120 месте (в 2011 году – 124), уступая Кении, Непалу, Гватемале, Вьетнаму, Уругваю, Замбии, Намибии и так далее. Причем по условиям начала бизнеса Россия за год опустилась на 5 пунктов – до 111 позиции, по доступности кредитов – на 2 пункта (до 98 места), по защите инвесторов – на 3 (до 111 места). Так что ничего удивительного нет в том, что "неблагодарные" предприниматели продолжают жаловаться на административные барьеры, ругать налоговое бремя, руководить компаниями из оффшоров, использовать фирмы-однодневки, средства же предпочитают хранить на счетах в иностранных банках, а не вкладывать в российские инновации.
ОКНО В ВТО
Единственное направление, на котором можно увидеть реальный, пусть и спорный результат – это интеграция в мировую экономику. В июне Россия после почти 20-летних переговоров должна присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО).
Путь РФ в ВТО был длинный, трудный, с отступлениями, многочисленными политическими поворотами и загогулинами. Так, в начале 2008 года российские власти полагали, что финал близок, однако из-за упорства главных партнеров по переговорам - Брюсселя и Вашингтона - сроки отодвинулись. Потом Россия заявила, что будет вступать в ВТО вместе с партнерами по Таможенному союзу - Белоруссией и Казахстаном - и приостановила двусторонние переговоры, однако позже стороны решили их возобновить с того же места, где остановились.
Как бы там не было, именно при Набиуллиной точка в переговорах поставлена, и России уже не будет принадлежать сомнительный рекорд по продолжительности ведения переговоров, первенство - у Алжира, который присоединяется к ВТО с 1987 года.
По расчетам Всемирного банка, присоединение России к ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через десять лет - за счет позитивного влияния на инвестиционный климат - выгода может увеличиться до 11% ВВП.
Есть, правда, и другая точка зрения, согласно которой вступление в ВТО принесет РФ один вред и загубит отечественного производителя. По расчетам самого Минэка, федеральный бюджет РФ в последний год семилетнего переходного периода может недополучить около 230-240 миллиардов рублей из-за понижения таможенных пошлин в связи со вступлением России в ВТО. Однако вероятность таких потерь невелика, тут же добавляют чиновники, так как в результате снижения пошлин возрастет объем торговли. А перед российскими экспортерами широко распахнутся двери внешнего рынка.
Пока, правда, "смертность" российских фирм на внешних рынках до неприличия высока, только одна из пяти российских компаний может удержаться там в течение пяти лет, подсчитал Всемирный банк. Он же порекомендовал России, больше внимая уделять развитию внутренней конкуренции, а не созданию механизмов господдержки.
У российских властей, в том числе и Набиуллиной, свой взгляд на проблему российского экспорта - господдержку усилить, новые госцентры и структуры создать, избранных поддержать. Иначе зачем бы было создавать в 2011 году Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и сеть региональных центров поддержки экспортно-ориентированного малого бизнеса.