Действия Facebook – хотя официально факта работы над собственным смартфоном не подтверждает, но и не опровергает – вполне в тренде интернет-бизнеса. Компании к основному сервису добавляют онлайновые инструменты (например, почту и мессенджер), создают приложения для компьютеров (например, панели или браузеры), а зачастую выходят на рынок гаджетов. Наиболее выразителен, конечно, Google, купивший у Motorola бизнес по созданию мобильных телефонов и смартфонов. Но есть и другие примеры: Amazon с ридером Kindle, упомянутый Google с планшетом Nexus, Ozon c ридером Galaxy и т.д.
Рынок смартфонов интересен для любой компании. Их продажи стремительно растут – по данным IDC, в 2011 году поставки смартфонов выросли на 61,3% и достигли 491,4 миллионов единиц, а к 2015 г. достигнут 1 миллиарда. Компания Facebook пыталась выйти на этот рынок гаджетов одной из первых среди интернет-бизнесов. Теоретически брэндированный "фэйсбукофон" смог бы заинтересовать десятки миллионов пользователей, но практически обе попытки Facebook выйти на этот рынок не достигли значимых результатов.
Первая попытка была полностью провальной: сделать собственный смартфон компания Facebook не смогла. Это неудивительно: у компании нет соответствующего опыта. Наиболее интересной была вторая попытка, сделанная Facebook партнерстве с НТС, одним из крупнейших производителей смартфонов. Создавать новую платформу партнеры не стали – рынок жестко поделен между iOS и Android, которые вытесняют старые добрые платформы Blackberry и Symbian. На этот рынок не может войти даже Microsoft. Но партнеры снабдили Android-смартфоны Salsa и Chacha предустановленными facebook-приложениями и аппаратной кнопкой для быстрого доступа к приложениям соцсети. Интеграция с Facebook была интеллектуальной и достаточно глубокой. Например, если пользователь находился в фотогалерее, то нажатие дополнительной кнопки активировало приложение для размещения снимков в Facebok и т.д. Однако модели не снискали большой популярности.
Финансы для создания собственного смартфона у Facebook есть, несмотря на скромные итоги IPO. Если, конечно, компания не начнет тратить деньги с той же "эффективностью", как и при покупке Instagram. Напомним, что отдав миллиард долларов за этот сервис – при годовой выручке за 2011 всего в пять миллиардов – еще до завершения поглощения компания создает собственный сервис размещения фотографий Facebook Camera, дублирующий функции купленного Instagram. Остается надеяться, что найм инженеров и другие действия по разработке смартфона обойдутся компании в меньшие деньги, чем приобретение Instagram. Создать новую платформу собственными силами и успешно вывести ее на рынок, не имея опыта в продвижении мобильных устройств, Facebook вряд ли сможет.
Однако игнорировать рынок гаджетов Facebook не может. Причина проста – старые способы начинают давать сбои. Одна из причин этого – популяризация гаджетов. Более половины пользователей Facebook – 488 из 900 миллионов, по данным самой компании за март 2012 – заходят в соцсеть с гаджетов. Но на мобильных устройствах возможности размещения рекламы весьма ограничено. В результате компания мечется в поисках новых способов заработать деньги, пробуя даже варианты, ранее оказавшиеся провальными. Провал корпорации Microsoft с собственными смартфонами Kin в этом плане весьма показателен. Но в помнят ли о нем в компании Facebook?
Александр Маляревский, ПРАЙМ