Законопроект был внесен Минздравсоцразвития в правительство РФ 20 мая - за день до расформирования министерства на два отдельных ведомства - и стал, таким образом, его последней громкой законодательной инициативой. Однако уже в понедельник глава Минздрава Вероника Скворцова сообщила журналистам, что правительство вернуло законопроект. Как заявила первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева (ЕР), антитабачный законопроект был возвращен в Минздрав исключительно по техническим причинам - из-за неправильного оформления пакета документов, а не из-за претензий к содержанию. Тем не менее эксперты считают, что поспешно внесенный в правительство антитабачный законопроект не избежит изменений в ключевых положениях.
Документ предусматривает запрет на курение в большинстве общественных мест, в том числе в общих помещениях жилых домов, на транспортных объектах (в частности в поездах дальнего следования, у входа на вокзалы), на рынках, в местах общественного питания.
Законопроект предусматривает установление минимальных розничных цен на табачную продукцию. Сигареты и другие табачные изделия запретят продавать в киосках и ларьках. Их можно будет купить только в магазинах, торговая площадь которых превышает 50 квадратных метров (25 метров для сельской местности). При этом в магазинах открытая выкладка сигарет будет запрещена, покупателям нужно будет обращаться к продавцу за прейскурантом.
ДЕЛО НЕ В ФОРМАЛЬНОСТЯХ
"Мы не знаем, с какой формулировкой правительство вернуло законопроект на доработку, но хорошо известно, что в отличие от всех остальных нормативно-правовых актов этот законопроект не прошел оценку регулирующего воздействия, которая должна производиться в публичном режиме. Теперь же, вполне возможно, замечания, высказываемые еще с прошлой осени, придется учесть, и это займет достаточно много времени, учитывая их количество", - сообщил агентству "Прайм" генеральный директор отраслевой ассоциации "Табакпром" Вадим Желнин. Он напомнил, что в первую очередь нарекания вызывают предложения ввести в оборот табачных изделию систему подобную ЕГАИС и минимальные цены вне рамок акцизов, создающие нерыночные ситуации на рынке, а также запрет на реализацию сигарет в небольших магазинах вкупе с запретом выкладки.
"Стоит полагать, что документ вернули не для исправления формальностей, а для реальной переработки", - считает руководитель информационно-аналитического агентства "Русский Табак" Максим Королев, добавив, что этого добиваются многие представители как табачной индустрии, так и торговли, а также некоторые ведомства, недовольные предлагаемым запретом на выкладку продукции в местах продаж, минимальными ценами и ограничениями, накладываемыми на магазины исходя из их площади.
Он отметил, что то, как была проведена процедура внесения проекта в правительства, свидетельствует об определенной небрежности Минздрава в отношении данного законопроекта. "Запрет выкладки на витрину - это радикальное изменение всего рынка одновременно с непонятными последствиями, сейчас этого почти нигде в мире нет или прошли только первые годы, как, например, в Канаде. Это очень сложно согласовать с экономическими министерствами, оценивающими риски, но в Минздраве все равно настаивают на своем, игнорируя чужие отзывы и мнения", - сказал Королев, добавляя, что если ведомство решило внести законопроект "напоследок", то при новом руководстве судьба законопроекта может сложится иначе. "Может быть, цель была не в том, чтобы действительно этот законопроект был принят, а в том, чтобы его внести и тем самым отметиться, саботируя тем самым весь процесс, так чтобы он не прекращался", - сообщил Королев.
Как сообщил агентству "Прайм" источник на рынке табачных изделий, Минздравсоцразвития на этапе подготовки документа столкнулся со сложностями в согласовании законопроекта с Минфином, Минэкономразвития, Минпромторгом, Минсельхозом и Минкультом. "Минкульт был несогласен с тем, что Минздрав собирается полностью запретить табачным компаниям поддерживать культурные мероприятия и отдельные институции, например, Большой театр, Эрмитаж, музеи в рамках корпоративной филантропии, что совсем не тождественно спонсорству и не продвижение брендов", - уточнил собеседник агентства, напомнив, что в свою очередь Минэкономразвития не успело провести оценку регулирующего воздействия до того момента, как Минздрав внес проект в правительство, также не была проведена антикоррупционная экспертиза.
"Словом, закон пытались внести любой ценой", - сказал он, добавив, что совершенно неясны слова министра о судьбе малого и среднего табачного бизнеса. В понедельник Скворцова сказала, что малый и средний табачный бизнес в РФ в будущем должен исчезнуть. "В России нет малого и среднего табачного бизнеса, производством сигарет занимаются исключительно крупные компании, а что касается малых и средних розничных продавцов, то они занимаются реализацией не только и не столько табачных изделий, но и множества других продуктов, поэтому их нельзя называть табачным бизнесом", - сказал источник агентства "Прайм".
КОМПАНИИ ВСЕ ЖЕ ПОВЛИЯЛИ
Иного мнения придерживается председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин: "Закон не согласовали British American Tobacco, Japan Tobacco International и Philip Morris, вложив свои аргументы в уста Минэкономразвития, Минпромторга и Минсельхоза. У нас есть документальные подтверждения прямого вмешательства табачных компаний в процесс нормотворчества в России", - сказал он. Янин выразил надежду, что возобладает та часть правительства, которая придерживается антитабачной концепции, написанной в 2010 году тогда еще премьер-министром Владимиром Путиным, с которой и совпадает законопроект Минздрава.
"У общества будет возможность сверить версии - ту, которую экс-министр Татьяна Голикова внесла в последний день своей работы, с той, которую теперь будет вносить Минздрав, и мы поймем, что если закон будет ровно такой же, то отказ был техническим, а если устранят положения, то отклонение было политическим, все будет проверено очень быстро", - сказал он, напомнив, что предельный срок рассмотрения законопроекта правительством назначен до 1 ноября текущего года. "Все корректировки нужны табачным компаниям, чтобы сохранить второй по величине рынок в мире. Если дать им исправить законопроект, то там останется только запрет на курение в детских садах", - подчеркнул Янин.
"Есть надежда, что новое правительство стремится работать на качественном уровне и создать реально действующий закон, который сможет эффективно достичь поставленной Минздравом цели. Совершенно очевидно, что предложенный путь всесторонних запретов является тупиковым и может привести к совершенно противоположным последствиям", - сообщили в свою очередь агентству "Прайм" в пресс-службе Japan Tobacco International.
Феликс Сандалов, ПРАЙМ