Выступая на торжественной церемонии открытия железнодорожно-паромного сообщения, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сказал:
- Это не просто открытие нового маршрута доставки грузов, это создание нового транспортного коридора, позволяющего осуществлять интермодальные перевозки между странами АТР и Европой транзитом по России и странам СНГ, что позволит более полно использовать геополитическое положение наших стран.
С 2006 г. ОАО «РЖД» совместно с железными дорогами Германии проводит работу по организации железнодорожно-паромного сообщения между станциями Зассниц-Мукран (Германия), Балтийск и Лужская (Россия). Паромное сообщение Усть-Луга - Балтийск (Россия) – Зассниц/Мукран (Германия) открыто 12 ноября 2007 г. Морская линия Усть-Луга – Зассниц официально объявлена ОТИФ.
1 июня 2009 г. Президиумом Правительства Российской Федерации принято решение о вступлении России в Межправительственную организацию по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ) и присоединении к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) короткими участками Октябрьской и Калининградской железных дорог.
Вступление Российской Федерации в ОТИФ и присоединение к КОТИФ (РФ присоединена к Конвенции 1 февраля 2010 года) позволяет российским железным дорогам производить переоформление накладной ЦИМ на накладную СМГС и в обратном направлении в месте смены транспортного права (на станциях Лужская и Балтийск), поскольку переоформление накладной СМГС на накладную ЦИМ, а также в обратном направлении, может производить только железная дорога, одновременно участвующая, как в СМГС, так и в другом транспортном праве.
Президент ОАО «РЖД» отметил, что реализовать проект в кратчайшие сроки, подготовить пакет документов и провести необходимые согласования по вступлению России в ОТИФ и присоединиться к конвенции КОТИФ, а также создать нормативно-правовую базу для осуществления беспрепятственных перевозок между Германией и Россией, стало возможным благодаря политической поддержке руководителей Российской Федерации и ФРГ, Министра транспорта ФРГ, главы Дойче Бан АГ, Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства энергетики, инфраструктуры и земельного развития федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания.
В течение нескольких лет осуществлялись пилотные запуски паромов с тем, чтобы отработать все детали по транспортировке грузов в железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга – Зассниц.
Благодаря железнодорожно-паромному сообщению в Россию были доставлены из Германии высокоскоростные электоропоезда «Сапсан».
В 2012 г. паромом «Петербург» перевезено из порта Засниц на территорию России два состава электропоездов «Дезиро», предназначенных для обеспечения транспортного обслуживания пассажиров в период проведения Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, а также сформирован график отгрузки остальных составов с территории Германии в Российскую Федерацию с использованием железнодорожно-паромного сообщения.
5 июня паром «Петербург» вышел в груженом состоянии из Усть-Луги в направлении порта Зассниц. Далее судно будет осуществлять свою работу в соответствии с объявленным расписанием, при этом планируется совершать еженедельные судозаходы в порт Зассниц.
- Уверен, что совместно с немецкими и российскими коллегами мы сможем организовать в ближайшее время эффективные паромные перевозки, предложив европейскому транспортному рынку новый конкурентоспособный продукт, - отметил Владимир Якунин.