"Федеральный бюджет в этом году в целом сбалансирован. Возможно, в нем будет некоторый незначительный дефицит в зависимости от того, как поведут себя цены на нефть", - сказал он.
МВФ в апреле прогнозировал профицит российского бюджета на 2012 год - 0,6% ВВП. В январе фонд прогнозировал дефицит бюджета РФ в 2012 году на уровне 1,4% ВВП.
При этом глава миссии заявил, что России необходима масштабная бюджетная консолидация. В частности, он отметил, что, по мнению МВФ, сокращение ненефтяного дефицита бюджета РФ приблизительно на 1,5% ВВП (до 9% ВВП) в 2012 году ограничило бы давление со стороны спроса в краткосрочном периоде и заложило бы основу для сбалансированного экономического роста.
По расчетам МВФ, России следует в период до 2015 года сокращать ненефтяной дефицит ежегодно на 1,5% ВВП.
Кроме того, отметил Спилимберго, "восстановление целевого показателя по ненефтяному дефициту было бы оптимальным вариантом". "Однако правила, основанные на цене на нефть, при условии надлежащей их разработки могли бы в целом обеспечить достижение тех же целей", - признал он.
В настоящее время российское правительство разрабатывает "бюджетное правило", ограничивающее расходы федерального бюджета. Последнее предложение Минфина - рассчитывать базовую цену нефти для установления предельного уровня расходов бюджета в 2013 году как среднюю за пять лет, в 2014 году - за шесть лет и так далее, чтобы начиная с 2018 года считать ее уже на основе 10-летного периода.
По оценке главы миссии МВФ, обсуждаемое в настоящее время "бюджетное правило" оставляет показатели ненефтяного дефицита по-прежнему на уровне выше требуемого. "Целесообразным было бы использование более консервативной базовой цены на нефть", - сказал он.
Если будут приняты последние предложения Минфина, то расходы бюджета-2013 будут рассчитываться исходя из 92 долларов за баррель нефти. Сейчас в бюджет следующего года заложена прогнозная цена на уровне 97 долларов за баррель. Если же рассчитывать базовую цену как предлагает Минэкономразвития, то она составит около 100 долларов за баррель.
В любом случае для реализации выбранного "бюджетного правила" необходимо наличие твердой политической воли, которая позволила бы его соблюдать, отметил Спилимберго. "В этой связи сохранение укоренившейся практики принятия множественных изменений и дополнений к бюджету в течение года снизило бы эффективность данного правила, и такую практику следует отменить", - считает он.
Глава миссии МВФ высказал также мнение, что отмена введенных в связи с кризисом субсидий предприятиям и сокращение налоговых льгот должны войти в число неотложных приоритетных задач для российской экономики.