Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с президентом Башкирии Рустэмом Хамитовым в четверг в Минске заявил, что объединенный холдинг автопроизводителей МАЗ и КАМАЗ будет создан только в пропорции активов 50% на 50%. Лукашенко сообщил, что на этот счет у него состоялся разговор с президентом России Владимиром Путиным.
По словам Лукашенко, он достиг твердой договоренности с президентом Путиным о создании холдинга на паритетной основе. Однако, как отметил Лукашенко, руководство "Ростехнологий" не устраивает соотношение 50 на 50 и корпорации нужен контрольный пакет.
"РОСТЕХНОЛОГИИ" ХОТЯТ КОНТРОЛЬ
Госкорпорация "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций КАМАЗа, зимой 2010 года предложила объединить КАМАЗ и МАЗ. Первоначально стороны рассматривали обмен акциями КАМАЗа и МАЗа в рамках объединения двух компаний, но белорусские власти отказались от этого варианта. Затем было предложено создать СП, в которое будут внесены 49,9% акций КАМАЗа и 49,9% акций МАЗа, а также целый ряд предприятий, которые производят автокомплектующие как в России, так и в Белоруссии.
В 2011 году глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов заявил, что российская сторона должна иметь 50% плюс одну акцию в холдинге КАМАЗа и МАЗа, в противном случае структура будет неуправляемой. При этом вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко ранее заявлял, что в предполагаемом холдинге получится 54% акций российской стороны и 46% - белорусской.
Кроме того, согласно оценке МАЗа, проведенной Ernst & Young, стоимость белорусского автопроизводителя составляет 800 миллионов долларов. Позднее, после переоценки всех белорусских активов, которые должны войти в холдинг, стоимость МАЗа выросла до 1,095 миллиона долларов.
ОТКАЗАТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
Эксперты сошлись во мнении, что громкие заявления главы Белоруссии зачастую не имеют под собой оснований.
"Лукашенко в очередной раз проявил непредсказуемость. Я не удивлен его заявлением, не факт, что через какое-то время он скажет, что у Белоруссии должен быть контрольный пакет", - считает ведущий эксперт УК "Финам" Дмитрий Баранов.
По его мнению, российская сторона не будет настаивать на создании этого холдинга, поскольку у КАМАЗа есть на чем сосредоточиться – сотрудничество с Daimler.
"Почему этот холдинг, куда должны войти различные предприятия, с разной капитализацией и другими факторами должен создаваться на паритетных основах? Последняя оценка МАЗа, которую проводил Ernst & Young, составляла 800 миллионов долларов, а оценка КАМАЗа около трех миллиардов долларов", - задается вопросом Аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников.
Он отмечает, что будущее МАЗа зависит от российского рынка, а у российских властей есть огромные возможности лишить белорусского производителя рынка – ввести какие-либо дополнительные экологические требования или особенности утилизационного сбора.
При этом Баранов не исключил, что если сделка сейчас не состоится, то в будущем, в случае каких-либо кризисов, российские власти могут теоретически предложить Лукашенко помощь в обмен на акции МАЗа.
НА МАЗ ПРЕТЕНДЕНТЫ ЕСТЬ
Кроме КАМАЗа, интерес к созданию СП с МАЗом проявляла корпорация "Русские машины", подконтрольная Олегу Дерипаске. Стороны рассматривали возможности передачи в управление группе ГАЗ Минского автозавода, покупки миноритарных пакетов или инвестиционных пакетов. При этом, глава "Русских машин" Александр Филатов неоднократно заявлял о возможной синергии двух компаний.
По мнению экспертов, "Русские машины" также могут отказаться от сотрудничества с МАЗом из-за непредсказуемости белорусских властей. В частности, Третельников считает, что "Русские машины" не будут включаться в гонку за МАЗом.
Однако премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович заявлял, что считает более предпочтительным вариант создания холдинга МАЗа с "Ростехнологиями", а не с "Русскими машинами".
Михаил Фадеев, ПРАЙМ