Минтранс разработал поправки в Воздушный кодекс России, которые позволят перевозчикам продавать так называемые "невозвратные билеты" (которые нельзя вернуть без потери уплаченных за них денежных средств), что может увеличить количество билетов по более дешевым тарифам. В ведомстве ожидают принятия поправок к концу года.
В свою очередь председатель Союза потребителей Петр Шелищ в письме в Минэкономразвития дал негативную оценку воздействию данных поправок.
"В случае принятия этого законопроекта возникнет коллизия его нормы о "невозвратном" тарифе статьи 108 Воздушного кодекса РФ с нормой статьи 32 закона "О защите прав потребителей", согласно которой "потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору", - говорится в письме.
При этом норма закона "О защите прав потребителей" будет иметь приоритет, "что не только не позволит решить задачи, поставленные его разработчиками, но создаст правоприменительный хаос", отмечает Щелищ.
В связи с этим, союз предлагает вместо внесения изменений в Воздушный кодекс определить порядок оценки фактически понесенных перевозчиком расходов, связанных с исполнением обязательств по договору перевозки с потребителем, отказавшимся без предусмотренных законом уважительных причин от исполнения договора.
"Ввиду обезличенности мест в договоре авиаперевозки, соответствующие расходы можно определить, разделив суммарную стоимость возвращенных билетов, уменьшенную на доход перевозчика от реализации высвободившихся мест другим пассажирам, на число возвращенных билетов", - предлагает союз.
Это не позволит перевозчику переложить весь риск недозагрузки воздушного судна на потребителей, получая при этом двойной доход с одного места, если его удастся реализовать, что было бы очевидно несправедливым, говорится в письме. В то же время, такое решение откроет перевозчикам больше возможностей конкурировать за пассажиров, предлагая лучшие цены.
Союз также не соглашается с предложением дополнить ст.107 Воздушного кодекса РФ новыми частями, "урезающими права авиапассажиров".
"СПРФ считает, что регулирующее воздействие данного законопроекта в случае его принятия будет исключительно негативным, влекущим рост средних цен на воздушные перевозки (свои обычные минимальные тарифы перевозчики будут массово переводить в "безвозвратные", поднимая все остальные тарифы)", - говорится в письме.