Как пояснил первый замгендиректора АСВ Валерий Мирошников, выявление схем и причин банкротства банка позволяет АСВ предъявить требования к руководителям банка о взыскании ущерба или привлечь их к субсидиарной ответственности за подписание договоров, по которым были предоставлены средства техническим (подставным) компаниям. Однако лица, фактически контролирующие банк и использующие его средства в личных целях, остаются безнаказанными, поскольку без вмешательства правоохранительных органов установить их было практически невозможно.
"Мы подали 78 заявлений по признакам преднамеренного банкротства и 61 заявление о привлечении к гражданской правовой ответственности, в том числе 30 – к субсидиарной ответственности по долгам банков-банкротов. АСВ выиграло суды на 5 миллиардов рублей, реально взыскано лишь 52 миллиона рублей", - сказал он.
Как напомнил Мирошников, в большинстве стран существует уголовная ответственность за фальсификацию отчетности.
"А мы особенные – у нас нет", - посетовал он.
По его словам, агентство намерено подавать иски на территории России и других государств, "в том числе, где нашли приют известные банковские странники".
"Наша задача пробить паутину и добраться до реальных выгодоприобретателей", - пояснил он.
Согласно материалам АСВ, раскрытие информации о выгодоприобретателях необходимо для усиления ответственности за принимаемые ими решения и влияние, оказываемое на организации. Раскрытие этой информации проводится уже более 100 лет по англо-саксонскому праву согласно доктрине "прокол корпоративных покровов". Согласно этой доктрине, кредиторы получают возможность удовлетворения своих требований за счет имущества учредителей должника, а также фактически бенефициаров, даже если те не являются владельцами.
Несмотря на то, что возможность привлечения собственников банков к ответственности за его долги в законодательстве РФ есть, обширной юридической практики по этому вопросу нет.
В заключительном слове на совете глава АСВ Александр Турбанов сказал, что доказать по документам, что экс-сенатор Сергей Пугачев был бенефициаром банка, практически невозможно, хотя по свидетельским показаниям, то есть путем опроса менеджеров банка может быть реально.
В практике АСВ есть еще несколько банков, владельцам которых агентство хотело бы предъявить субсидиарную ответственность, например, совладелец АМТ-банка Мухтар Аблязов и бенефициара ряда банков Матвея Урина, а также из недавней практики владельцев банка "Холдинг-кредит".