"По данным экспертов, в процессе перелицензирования в Росалкогольрегулирование обратилось около 800 участников всех товарных рынков, из них перелицензировалось около половины, в результате количество производителей алкогольной продукции сократилось на 40%, а дистрибьюторов – минимум вдвое", - отмечается в документе.
Одновременно с этим, подчеркивает ФАС, на рынках алкогольной и спиртосодержащей продукции продолжаются процессы экономической концентрации.
В 2011 году, по данным ФАС, производство этилового спирта осуществляли 109 хозяйствующих субъектов и их филиалов, водки – 507 компаний, вина – 197 предприятий, солодового пива – 166 фирм. При этом совокупная доля 5 крупнейших производителей солодового пива превышает 80% при доле лидера рынка – около 35%.
Анализ барьеров входа на рынок, говорится в докладе, осуществлялся с учетом обращений хозяйствующих субъектов, а их основными причинами были действия Росалкогольрегулирования по препятствованию в получении или продлении лицензий на основные виды деятельности. "В том числе - путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам", - отмечает ФАС.
Например, Росалкогольрегулированием предъявлялось требование представлять пакет документов на продление лицензий за 18 дней до истечения срока их действия. Для компаний-импортеров это означало приостановку деятельности, так как возобновить импорт можно было не ранее, чем через 60 дней после продления лицензии.
"При проведении обследований складских и производственных помещений хозяйствующих субъектов... Росалкогольрегулирование предъявляло избыточные требования, дублировала контрольные действия, осуществляя проверку лицензионных требований, входящих в компетенцию других уполномоченных органов власти при наличии их положительных заключений", - говорится в докладе ФАС.
В целом, подытоживает антимонопольное ведомство, на состояние конкурентной среды влияет наличие административных барьеров, непрозрачность механизмов контроля, в том числе отсутствие новых регламентов по работе Росалкогольрегулирования, несовершенство нормативной правовой базы, информационная закрытость регулятора.
"Все это приводило также к формированию неблагоприятного имиджа РФ в глазах международного сообщества, что не способствовало привлечению в страну иностранных инвестиций, могло стать тормозящим фактором для вступления в различные экономические и международные организации", - отмечает ФАС.