Вопрос: Как Вы оцениваете прошедшие месяцы 2012 года? Бизнес СГ "УРАЛСИБ" в первом квартале 2012 года рос меньшими темпами, чем страховой рынок в целом?
Ответ: В целом динамика российского страхового рынка положительна – и нам всем есть, куда и как развиваться. В 1 квартале 2012 года рост страхового рынка РФ в большей степени обеспечен за счет опережающего развития добровольных видов страхования. Наибольший вклад внес рынок автострахования (сумма прироста в РФ 6,15 млрд рублей). Рост автострахования обусловлен активностью банков в сфере кредитования, увеличением продаж транспортных средств, а также ростом средней стоимости автомобиля.
В первом квартале 2012 года совокупный объем премий компаний, входящих в группу (без ОМС), составил 2,667 млрд рублей, динамика роста по сравнению с аналогичным периодом 2011 года была на уровне 113,8%. У нас не все шло гладко, но в будущем мы намерены расти не ниже уровня рынка — а его рост в первом квартале этого года составил 19%. Оптимистичный прогноз на этот год – увеличение объема страховых взносов в целом по Страховой группе в размере 28 млрд рублей. Мы планируем 20%-ный прирост, построенный на развитии банкострахования и корпоративного сегмента, а также грамотном управлении моторным портфелем.
Мы оцениваем изменения на рынке за прошедшие месяцы 2012 года как предсказуемый процесс концентрации – нормальное явление, присущее всем аналогичным рынкам развитых зарубежных стран. На скорость процесса концентрации оказывают влияние несколько факторов. Недавние кризисные явления на страховом рынке изменили подход страхователей к выбору страховой компании, больше внимания уделяется надежности и размеру активов. Потребители страховых услуг переориентировались на крупных страховщиков, которые реально могут обеспечить выполнение обязательств при страховых событиях.
Росту концентрации способствует также реализация сделок по покупке крупными страховщиками привлекательных для них страховых активов в регионах или нишевых рынках. Консолидация страхового рынка вокруг топ-10-20 компаний - это общемировая тенденция, так как в сложных экономических условиях возрастает уровень доверия именно к крупным компаниям.
Вопрос: Каковы ваши приоритеты в планах на этот год?
Ответ: Основным фокусом нашего внимания является клиент, и поэтому все действия в рамках стратегии развития направлены на удовлетворение его возрастающих потребностей. Мы продолжаем расширять сотрудничество с действующими и новыми партнерами: финансово-кредитными организациями, дилерскими центрами, брокерами, агентами. Также уделяем основное внимание процессам качественного совершенствования технологий обслуживания в рамках мультиканальной системы дистрибуции. Основа нашей стратегии — обеспечение стабильности бизнеса, для этого проведена реорганизация системы прямых продаж, нацеленная на пролонгацию существующих договоров. Мы намерены развивать кросс-продажи страховых продуктов действующим клиентам. Наши основные задачи на 2012 год - это оптимизация бизнеса, консервативная тарифная политика, обновление модели и каналов продаж, синергия с Финансовой корпорацией "УРАЛСИБ".
Специфика страхования состоит в том, что при необдуманно быстром увеличении объемов бизнеса есть риск получить громадные убытки. Многие компании пошли по этому пути, и их уже нет с нами. В среднесрочной перспективе для нас главное - обеспечение прибыльного роста. Пусть и небольшого, но гарантирующего стабильность и рентабельность бизнеса. Наша команда сконцентрирована на оттачивании эффективных бизнес-процессов, оптимизации расходов на ведение дела, повышении уровня прибыльности компании в целом.
Вопрос: Кстати о прибыли. Ведь в 2011 году она появились в компании впервые за несколько последних лет? Что этому способствовало?
Ответ: Это наша главная победа. По РСБУ по трем компаниям Страховой группы "УРАЛСИБ" в 2011 году прибыль составила 261 млн рублей. Стоит отметить, что наша стратегия в 2011 году заключалась именно в повышении эффективности бизнеса. По итогам 2011 года доля Страховой группы "УРАЛСИБ" на рынке составила 2%. Наибольшая доля в портфеле приходится на добровольное страхование и автострахование. Объем поступлений вырос за прошедший год на 11,4%.
Мы постарались снизить операционные расходы и предоставить клиентам востребованные страховые решения в любое время, в любом месте и по справедливой цене. Для развития использовали проверенную многими компаниями стратегию диверсификации и модернизации каналов продаж - агентского и корпоративного сегмента, активизировали работу с юридическими лицами. Мы проводили оптимизацию и централизацию регионального портфеля. В 2011 году наибольший прирост показали Москва (20,5%), Уральский (14,2%) и Приволжский (9,1%) федеральные округа.
Кроме того, в прошедшем году были увеличены уставные капиталы компаний группы: "УРАЛСИБ Жизнь" — на 60% до 240 млн рублей, "МСК "УралСиб" — в 1,5 раза до 78 млн рублей и СГ "УРАЛСИБ" – на 1,5% до 3,35 млрд рублей.
Вопрос: Какие основные драйверы роста Вы видите? Не собираетесь ли покупать компании, как это сейчас многие делают?
Ответ: Одно из перспективных и новых направлений - обязательное страхование владельцев опасных объектов (ОСОПО). Сейчас идет активное освоение этого рынка, у нас уже есть определенные успехи. Вместе с тем, мы пока не видим для себя перспектив покупки других компаний, так как у нас много задач по модернизации собственного бизнеса.
Например, в 2012 году планируется увеличение количества агентов с 3700 до 5000 человек, мы активно мотивируем их с помощью бонусной программы. Мы активизируемся по линии сотрудничества с автодилерами, став ассоциированным членом ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). Это партнёрство стало для нас новым этапом развития бизнеса в рамках эффективного взаимодействия с дилерским сообществом.
Вопрос: Очевидно, что для вас стратегический канал продаж – ФК и банк "УРАЛСИБ". А с другими банками планируете сотрудничать?
Ответ: Сейчас доля ФК в нашем портфеле договоров не превышает 15%. Перед каждой компанией, входящей в состав корпорации, стоят индивидуальные и конкретные задачи по развитию бизнеса в своей сфере. Наша цель - упрочить позиции на страховом рынке, не только за счет ресурсов ФК, но и с помощью самостоятельного развития региональной сети. Сейчас у нас обширная система регионального присутствия, включающая более 400 точек продаж в 250 городах России.
Мы активно используем синергетический эффект от совместной работы с банком "УРАЛСИБ" в рамках сонастроенной продуктовой линейки. Мы внедряем банковские продукты среди ключевых партнеров и дилеров Страховой группы, например - запустили проект по перечислению страховых выплат по ОСАГО и КАСКО на карты банка "УРАЛСИБ", наш агентский канал активно реализует кредитные карты банка.
Одновременно мы расширяем список аккредитации в крупнейших банках России. Сейчас он пополнился Райффайзенбанком, Промсвязьбанком, ЮниКредит Банком и ДельтаКредитом. Стартовал проект Work Site Marketing (WSM). Он дает сотрудникам компаний-партнеров возможность заключать договоры страхования на льготных условиях, не покидая своего рабочего места.
Основной задачей проекта является повышение лояльности компаний-партнеров. Мы расширяем набор услуг как для руководства компаний, так и для сотрудников. За каждой компанией закрепляется выделенный куратор. Его координаты известны всем сотрудникам - доступны на портале, стойках, в рассылках. У куратора есть выделенные электронная почта и телефон. Сотрудники компании-партнера всегда могут с ним связаться, получить индивидуальную консультацию, индивидуально подобрать продукт, отправить документы в скане для быстрого оформления, получить и оплатить договор страхования на рабочем месте. Проект с марта 2012 года действует на территории Москвы и области. Первыми клиентами стали сотрудники ОАО "Финансовая корпорация УРАЛСИБ" и АКБ "Абсолют Банк", "Роснефть" и другие.
WSM обладает рядом весомых преимуществ для компаний-партнеров: не требует финансовых затрат от работодателя, дает возможность включить данную программу в социальный пакет сотрудника, повышает лояльность коллектива к компании. Для нас это - возможность расширить сеть дистрибуции, увеличить долю рынка в розничном страховании, а также повысить узнаваемость бренда.
Вопрос: Каковы планы компании по развитию страхования жизни? Будете ли запускать так называемую "долгую жизнь"?
Ответ: В 1 квартале 2012 года сборы по страхованию жизни составили 68 млн рублей, превысив на 94% показатели аналогичного периода 2011 года. Мы будем развивать страхование жизни с помощью банковского канала, планируем актуализацию линейки в части накопительных продуктов страхования жизни через стратегический партнерский канал банка "УРАЛСИБ". Мы понимаем, что локомотивом развития страхования жизни станет именно банкострахование, а точнее, предложение услуг по страхованию жизни через розничные банковские сети.
Банк "УРАЛСИБ" является нашим стратегическим партнером, мы стремимся предложить ему наиболее выгодные условия. Клиент при этом может получить быстрое, удобное и разнообразное обслуживание в любой точке продаж. Это позволило нам обеспечить объем премий по страхованию жизни в 2011 году на уровне в 520 млн рублей, что в четыре раза больше, чем в 2010 году.
Отрасль долгосрочного страхования жизни в России находится на начальном этапе своего развития. Тем не менее, в последние годы растет интерес клиентов к долгосрочным финансовым продуктам, пусть с невысокой, но гарантированной доходностью. Темпы роста в 2011 году составили 154%, а в первом квартале 2012 года - 146%. Повышается внимание к отрасли страхования жизни со стороны органов власти и регуляторов: на рассмотрении в правительстве находится пакет законодательных инициатив, направленных на развитие отрасли, и стратегия развития рынка страхования жизни до 2020 года. Эти документы подготовил Комитет по страхованию жизни при ВСС.
По оценкам Ассоциации страховщиков жизни и Комитета по страхованию жизни при ВСС, объем активов компаний по страхованию жизни в 2020 году составит около 1 трлн рублей. Используя опыт продажи полисов кредитного страхования жизни в партнерском канале банка "УРАЛСИБ", мы планируем начать продажи продуктов накопительного страхования жизни и пенсии в четвертом квартале текущего года. В настоящее время мы проводим разработку продуктов на платформе мобильных технологий продаж и оформления полисов в любой "точке входа" клиента, а также согласовываются условия и этапы сотрудничества через Банк "УРАЛСИБ".
Екатерина Потапова, ПРАЙМ