Проект устанавливает: u общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа операторов и/или самообслуживающихся потребителей, к оказанию услуг по наземному обслуживанию с использованием объектов инфраструктуры аэропортов, а также к самим объектам инфраструктуры с использованием которых оказываются эти услуги; u порядок обеспечения этого доступа при наличии ограничений в аэропорту; u перечень услуг по НО, к выполнению которых в обязательном порядке должен быть обеспечен доступ операторов и самообслуживающихся потребителей в крупных аэропортах (более 1 млн. пассажиров в год); u минимальное количество операторов, которые даже при наличии ограничений должны быть допущены к оказанию установленных Проектом услуг по наземному обслуживанию в крупных аэропортах (в аэропортах с пассажиропотоком не менее 1 млн. пассажиров в год – не менее 2-х организаций, в аэропортах с пассажиропотоком более 5млн. пассажиров в год – не менее 3-х организаций); u порядок недискриминационного доступа операторов при имеющихся ограничений по числу операторов, оказывающих услуги по наземному обслуживанию, с использованием объектов инфраструктуры.
Услуги по наземному обслуживанию являются важной составляющей воздушного транспорта, являются важным элементом эффективного использования инфраструктуры воздушного транспорта. Открытый доступ к рынку наземного обслуживания, способствует уменьшению эксплуатационных расходов авиакомпаний и улучшению качества услуг для пользователей аэропортов.
Заместитель Руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин отметил: «Впервые нормы о развитии конкуренции в сфере наземного обслуживания в общем виде были установлены Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах позволит обеспечить развитие конкуренции в сфере наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599 Принятие этого документа привело к тому, что течение 2,5 лет произошло существенное улучшение ситуации в аэропортах. Проведенный ФАС России анализ практики применения постановления Правительства РФ от 22.07.2009 № 599 в рамках анализа конкурентной среды в сфере аэропортового обслуживания показал, что в сфере наземного обслуживания, в т.ч. и в сфере авиатопливообеспечения происходят качественные изменения. В аэропортах формируется конкурентная среда в отдельных сегментах рынков услуг по наземному обслуживанию, на которых работают от 2 до 7 операторов. Так в 12 аэропортах – услуги (работы) по инженерно-авиационному обеспечению авиационной техники и техническому обслуживанию воздушных судов; в 3 аэропортах – по клинингу (очистке, уборке) и экипировке воздушных судов; в 6 аэропортах – услуги (работы) по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей ВС; в 8 аэропортах – услуги (работы) по коммерческому обслуживанию пассажиров; в 7 аэропортах – услуги (работы) по обработке багажа, грузов, почты; в 11 аэропортах – услуги (работы) по обслуживанию коммерческих воздушных перевозок авиаперевозчиков, выполняющих рейсы деловой авиации. В сфере авиатопливообеспечения в 19 аэропортах (из них в 11 аэропортах федерального значения) осуществляют деятельность альтернативные ТЗК. Изменилась структура рынков авиатопливообеспечения. ТЗК аэропортов переходят от комплексной услуги заправки «в крыло» к комбинированной схеме организации авиатопливообеспечения - с использованием собственного топлива ТЗК, топлива авиакомпаний, топлива поставщиков. Наряду с отменой лицензирования маршрутов и квотирование объемов перевозок, обеспечение гарантий недикриминационного доступа к естественно-монопольным услугам в аэропортах, активная практика ФАС России по пресечению нарушений, как в деятельности авиакомпаний, так и в сфере услуг аэропортов, позволили обеспечить рост авиаперевозок в 2010 году на 26,2%, а в 2011 – на 11,6%». «Также, – подчеркнул заместитель Руководителя, - чтобы в дальнейшем наращивать рост авиаперевозок, не допускать необоснованного роста тарифов, развивать низкотарифные перевозки необходимы дальнейшие меры, направленные на оптимизацию расходов авиакомпаний в аэропортах. К примеру, меры по либерализации сферы наземного обслуживания в аэропортах стран Евросоюза показали, что при обеспечении недискриминационного доступа операторов и самообслуживающихся потребителей на эти рынки стоимость наземного обслуживания снизилась (10-20% в 75% аэропортов стран – членов ЕС); в аэропортах, в которых была монополия по наземному обслуживанию, доля рынка у вновь появившихся операторов является значительной; увеличилось количество авиакомпаний, оказывающих услуги по наземному обслуживанию самостоятельно; значительно увеличилось количество независимых компаний по наземному обслуживанию.