Документ подписали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и президент ЗАО «Группа Синара» Дмитрий Пумпянский.
Соглашение предусматривает организацию производства и эксплуатации в России энергоэффективных магистральных газотурбовозов нового поколения ГТ1h на период до 2020 года включительно в количестве 40 единиц при условии готовности инфраструктуры по обеспечению локомотивов сжиженным природным газом.
Производство ГТ1h будет организовано ЗАО «Группа Синара» на ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод».
В соответствии с соглашением, договор на поставку головного образца локомотива будет заключен до 1 августа 2012 года. В случае получения подтверждения в эксплуатации на первом головном образце технико-экономических параметров газотурбовоза, заявленных в утвержденном техническом задании, ОАО «РЖД» планирует до 1 января 2015 г. заключить договор на поставку еще 39 локомотивов в период до 2020 года включительно.
Цена на локомотивы будет определена с учетом расчетов стоимости жизненного цикла.
Финансирование проекта по разработке конструкторской документации локомотива предполагается осуществлять за счет средств ОАО «РЖД».
Согласно техническому заданию ОАО «РЖД» газотурбовоз ГТ1h должен содержать в своей конструкции современные энергоэффективные технические решения, соответствовать российским и международным требованиям по качеству продукции, требованиям безопасности движения, обеспечивать конкурентоспособные и высококачественные транспортные услуги, удовлетворяющие согласованные потребности в перевозках при условии минимизации нагрузки на окружающую среду, обеспечивать комфортные условия труда локомотивных бригад и обслуживающего персонала.
Сертификацию локомотивов в Регистре сертификации на федеральном железнодорожном транспорте осуществят ЗАО «Группа Синара» совместно с ОАО «ВНИКТИ».
***
Разработка принципиально нового для России типа локомотива началась в декабре 2006 года после подписания соглашения о совместном создании газотурбовоза между ОАО «РЖД» и Самарским научно-техническим комплексом имени Н.Д. Кузнецова (СНТК), специалисты которого к тому времени уже создали действующий газотурбинный двигатель НК-361 и силовой блок тяговой секции газотурбовоза.
Разработчиком проекта газотурбовоза стал Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт (ВНИКТИ) (Коломна), генератор машины разрабатывался на Лысьвенском электротехническом заводе, а опытный образец локомотива был собран на Воронежском локомотиворемонтном заводе.
Это первый в мире газотурбинный локомотив, работающий на сжиженном природном газе. Он предназначен для эксплуатации на неэлектрифицированных участках железных дорог. Газотурбовоз состоит из двух секций. В одной размещаются турбина и силовой блок, в другой – емкость для топлива объемом 17 тонн. Одной заправки хватает на 750 км. Суммарная (максимальная) мощность газотурбовоза – 8300 кВт, общий вес – 300 тонн. Локомотив может водить грузовые составы со скоростью до 100 км/ч.
С использованием газотурбовоза впервые осуществлено движение поезда с беспрецедентным весом в 18 тысяч тонн. С этим показателем локомотив внесен в книгу рекордов Гиннеса.