Поправки, внесенные в Госдуму 29 июня, касаются статьи 6 закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" и закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
ТРАТЫ ИЗ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА
В 2012 году действует временная норма (статья 6 закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ"), позволяющая правительству без внесения поправок в бюджет принимать решения об использовании средств Резервного фонда на сокращение долговых обязательств, заимствований, обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе с возможностью превышения общего объема расходов федерального бюджета при предоставлении межбюджетных трансфертов.
Законопроект предлагает дополнить эту норму положениями, позволяющими правительству без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять средства Резервного фонда и на поддержку стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики.
При этом вводится ограничение, в соответствии с которым объем средств Резервного фонда, направляемый на данные цели, не может превышать 5% от общего объема расходов, утвержденных законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В настоящий момент эта цифра составляет для 2012 года 12,745 триллиона рублей (дефицит бюджета при этом предполагается в 0,1% ВВП).
Вместе с тем в закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" вносится изменение, устанавливающее ограничение размера использования средств Резервного фонда и средств, подлежащих перечислению в Резервный фонд, в 200 миллиардов рублей.
ВЫПУСК ОФЗ И ДЕПОЗИТЫ В ВЭБЕ
Кроме того, в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков в 2012 году в случае ухудшения экономической конъюнктуры предполагается осуществить дополнительную капитализацию банков путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции кредитных организаций.
В связи с этим законопроект предоставляет правительству право провести эмиссию ОФЗ с постоянным купонным доходом в объеме до 150 миллиардов рублей по номинальной стоимости со сроком погашения в 2022 году и их размещение путем заключения договора мены на акции кредитных организаций.
Предложения также предусматривают право правительства РФ в 2012 году определять предельные объемы и основные условия размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на депозиты во Внешэкономбанке в целях реализации антикризисных мер.
ЦЕЛИ ГОСГАРАНТИЙ
Предлагается также разрешить предоставление государственных гарантий РФ в иностранной валюте не только по заимствованиям юридических лиц, осуществляемым для реализации инвестиционных проектов, но и на иные цели, установленные правительством.
Устанавливается, что правительство в 2012 году вправе делегировать Минфину полномочия по принятию решений о предоставлении госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юрлицами, отобранными в порядке и на цели, установленные правительством (в пределах сумм, определенных программами госгарантий РФ в рублях и в иностранной валюте на 2012 год).
Сроки возврата суммы такого кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций), согласно законопроекту, составят от трех до семи лет. Правительству предоставляется право принимать решение об увеличении верхнего предела госдолга РФ по соответствующим госгарантиям, а также предоставлять госгарантии по обязательствам принципалов, имеющих просроченную задолженность по денежным обязательствам перед РФ и по обязательным платежам в бюджетную систему РФ.
Данные госгарантии будут предоставляться в пределах объемов, предусмотренных законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", а также в пределах дополнительных объемов, высвобождаемых в части гарантийной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе.
ДЕПУТАТЫ ХОТЯТ БОЛЬШЕ ПРАВ
По словам главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, принять законопроект во втором чтении планируется 11 июля, а в третьем - 13 июля.
Однако рассмотреть законопроект в такие сжатые сроки депутаты намерены только при условии, что ко второму чтению в него будут внесены поправки, расширяющие полномочия парламента при работе над бюджетными вопросами.
По словам Макарова, в законопроекте "не нашел своего отражения наработанный очень серьезный опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти именно в период кризиса".
"Понятно, что хорошие отношения с Минфином позволяют нам получать всю необходимую информацию, но получение этой информации должно зависеть не от наших хороших отношений, а должно быть прописано в законе. И мне кажется, при решении вопроса о мерах безопасности, чтобы государство было готово к любым потрясениям, в том числе тем, на которые мы не можем повлиять, которые находятся вне страны, полномочия Госдумы в бюджетном процессе должны не сужаться, а расширяться", - сказал глава бюджетного комитета.
ПОДДЕРЖАЛИ АВАНСОМ
Недовольство расширением полномочий правительства в ущерб парламенту высказал и представитель КПРФ, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин. "В Конституции нет норм о передаче парламентом своих полномочий правительству РФ даже в ситуации кризиса. Надо не отрешать парламент от участия в бюджетном процессе и от контроля бюджетных средств, а наоборот", - заявил он.
По словам Штогрина, фракция КПРФ в первом чтении законопроект не поддерживает, однако может проголосовать за него во втором чтении при условии, что в документ будут внесены поправки депутатов-коммунистов. В частности, КПРФ предлагает внести поправки о господдержке в период кризиса отраслей экономики, которые находятся в зоне риска: сельского хозяйства, обрабатывающих отраслей, легкой промышленности.
Фракция ЛДПР поддержала законопроект в первом чтении, но только потому, что и в заключении комитета, и в постановлении Госдумы о принятии документа прописано, что претензии, которые депутаты предъявляли к законопроекту, будут учтены во втором чтении. Об этом в ходе пленарного заседания заявил первый зампред бюджетного комитета Максим Рохмистров.
"Введение чрезвычайных мер, которые правительство предлагает, конечно, должно иметь смысл, но ни в коей части не касаемо передачи полномочий правительству парламента. Если мы не примем во втором чтении поправки, которые достаточно жестко звучали на комитете, то закон будет антиконституционен", - сказал представитель ЛДПР.
"Справедливая Россия" также проголосовала против принятия законопроекта. Член фракции, первый зампред бюджетного комитета Оксана Дмитриева заявила: "В данном законопроекте предложены все те же антикризисные меры, которые были реализованы в 2008-2009 годах, практически зеркально, и которые вызвали большую критику при их рассмотрении и их реализации. Мы прошли кризис хуже, чем все страны "большой восьмерки" и большинство стран "большой двадцатки". Если возникнет кризис, то данный законопроект будет либо вреден, либо бесполезен".
Светлана Антюшенина, ПРАЙМ