Информацию о близком появлении "народного" iPad сообщил Bloomberg. Apple, как обычно, хранит молчание, никак не комментируя своих планов по выводу на рынок новой продукции. Между тем появление устройства на платформе iOS с экраном диагонали 7 дюймов (что заметно меньше 9,7 дюймов у современного iPad), но по цене в районе 200-300 долларов будет шагом вполне логичным, более того, необходимым.
Многие аналитики уверены, что iPad-mini, как называют новый планшет, обязательно появится. Причем по логике маркетинга появиться в продаже бюджетный iPad должен чуть раньше, чем выпустит свои планшеты Microsoft. Скептики отмечают, что покойный Стив Джобс был категорически против появления планшетов с диагональю меньше 9,7 дюйма, считая их неудобными. Однако в свое время Джобс выступал и против ноутбуков с одиннадцатидюймовыми диагоналями экранов, однако, в последствии пересмотрел свое решение, что привело к появлению MacBook Air, взорвавшего рынок.
Инновационность продукции Apple – как в плане функциональности, так и в дизайне – позволяет компании успешно продвигать свои модели в элитном секторе, снимая сливки с рынка. Но компания вполне успешно действует и на массовом рынке, хотя эти действия не столь известны. Например, из настольных систем наиболее известны компьютеры линейки iMac. Однако на рынке присутствуют и успешно продаются системы Mac mini, которые ровно вдвое дешевле (цены на iMac начинаются с 46 тысяч рублей, а на Mac mini – с 24). Для профессиональных задач выпускают Mac Pro, цены на которые начинаются от 100 тысяч. Как видно, компания перекрывает все ниши рынка, за исключением совсем дешевых систем, где конкуренция с местными сборщиками бессмысленна. Другой пример: на рынке плееров есть iPod Touch (по сути – iPhone без GSM/3G-модуля, но тоньше и легче), но в качестве бюджетных решений присутствуют iPod nano и iPod Shuttle (цены 9, 6 и 2,5 тысячи рублей соответственно).
В области смартфонов и планшетов бюджетных решений компания не предлагает. На соответствующем сегменте продукция Apple присутствует по остаточному принципу – в виде second-hand и распродаваемых складских остатков. В результате low-cost-сегмент активно заполняют конкуренты.
Отсутствие решений для бюджетного сектора у Apple в свое время позволило системам на Android занять бесспорное лидерство на рынке смартфонов. С третьего квартала 2011 года системы на платформе Google занимают более половины рынка смартфонов (тогда они заняли 52,5% рынка, хотя годом ранее контролировали только 25,3%, по данным Garthner Group) и успешно его удерживают. При этом Android оттеснил не только Symbian и Blackberry OS (что неудивительно, учитывая проблемы у Nokia и Blackberry), но и весьма успешную Apple.
Сейчас подобное наблюдаем и на рынке планшетов. iPad лидирует на рынке планшетов, но лидерство становится все менее выразительным: по данным IHS iSuppli, доля продукции Apple в этом сегменте упала с 64% до 57% в течение последних трех месяцев 2011 года. Интересно, что продажи iPad при этом росли – Apple отрапортавал о рекордных продажах 15,1 миллиона планшетов за четвертый квартал – то есть появление бюджетных планшетов от других производителей не стало поводом для отказа людей от iPad.
А планшетам, между тем, предрекают большое будущее. По данным аналитической компании NPD, продажи планшетных компьютеров превысят продажи ноутбуков уже к 2016 году. Продажи ноутбуков вырастут с 208 миллионов в 2012 году до 393 миллионов в 2017 году, в то время как число проданных планшетов за этот период увеличится почти в 4 раза – с 121 миллиона до 416 миллионов.
Сражение за лидерство на рынке планшетов знаменуют собой несколько большее, чем просто битву в одном из сегментов рынка. Это претензия на лидерство в пост-компьютерную эру, когда роль традиционных ПК снижается, они становятся всего лишь одним из цифровых помощников наряду со смартфонами, планшетами, "умными" телевизорами и прочими устройствами. По данным опроса, проведенного Garthner Group среди владельцев планшетов, результаты которого опубликованы на этой неделе, большинство пользователей применяют для доступа к нужным сервисам то устройство, которое для этого лучше подходит или просто оказывается под рукой, то есть планшет и традиционный компьютер все чаще становятся равнозначны.
Популярность брэнда на рынке гаджетов будет приводить к росту доли на рынке традиционных компьютеров, количество которых также будет расти. По данным компании Asymco, появление в 2005 году плееров iPod привело к росту доли Apple на рынке ПК: соотношение компьютеров на платформе Mac OS и Windows-системам составило 1:44, хотя годом ранее оно было 1:56. Запуск iPhone, а потом и iPad усилил эту тенденцию, и сейчас этот показатель составляет 1:20. Если же в этом противостоянии учитывать и планшеты, которые по возможностям все ближе к компьютерам, чем к коммуникаторам, то соотношение Mac/Windows становится 1:6. Если Apple будет и дальше столь же успешен, то через несколько лет компания вполне может захватить лидерство на мировом рынке компьютерных систем.
Александр Малярвский, ПРАЙМ