Документ предусматривает, что учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.
Поправки наделяют Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обязанностями и полномочиями по выявлению фактов совершения руководством банков или контролирующими лицами действий, из-за которых банк понес убытки.
Законом урегулирован порядок оспаривания сделок, совершенных банком или иными лицами за счет банка в преддверии банкротства. АСВ получает возможность при санации банка выяснять причины возникновения у него финансовых затруднений и осуществлять мероприятия по взысканию с виновных лиц убытков, причиненных банку, его кредиторам и акционерам.
Документ дополняет законодательство о банкротстве банков статьей, согласно которой имущество (ценные бумаги, денежные средства), принятые и приобретенные кредитной организацией по договорам об операциях с ценными бумагами, в случае отзыва у банка лицензии возвращаются клиентам уже на стадии введения временной администрации. Одновременно устанавливается порядок возврата средств, находящихся у банка в доверительном управлении.
Кроме того, законодательство о банкротстве банков дополняется статьей, устанавливающей механизмы распределения конкурсным управляющим оставшегося имущества между учредителями (участниками), порядок и условия передачи имущества органам местного самоуправления, порядок списания имущества.
Вносятся также изменения в закон о банках и банковской деятельности, предполагающие хранение на электронных носителях информации о деятельности кредитных организаций, их имуществе и обязательствах.
ПОПРАВКИ КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ
Документ, принятый в первом чтении 10 февраля 2012 года, придавал статус постоянно действующего федеральному закону "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года". Этот закон, прописывающий механизмы предупреждения банкротства банков с участием Агентства по страхованию вкладов, был принят в 2008 году со сроком действия до конца 2011 года и затем был продлен еще на три года.
Ко второму чтению данное положение было исключено. Как пояснял зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев, данный вопрос должен быть рассмотрен позднее в качестве самостоятельного законопроекта.
Из проекта закона было исключено и положение о снижении для финансовых организаций суммы сделки, которая может быть оспорена в рамках конкурсного производства, с 1% до 0,1% стоимости ее активов. Как пояснял первый зампред комитета Владислав Резник, данное предложение правительства также стоит рассматривать как отдельный законопроект.
Кроме того, из законопроекта было исключено положение, согласно которому в случае угрозы отзыва лицензии или введения запрета на привлечение вкладов лицо, не владевшее или косвенно не контролировавшее единолично или в составе группы лиц свыше 1% акций (долей) банка, получало право предоставить в комитет банковского надзора ЦБ план мер по финансовому оздоровлению банка.
Вместе с тем во втором чтении законопроект пополнился поправкой, согласно которой Центробанк в случае наличия оснований для отзыва банковской лицензии обязан потребовать резервные копии информационных баз данных банка.
Кроме того, в закон была внесена поправка, направленная на защиту интересов клиентов банков, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. В соответствии с этой поправкой, требования таких клиентов банков по возврату средств и иного имущества удовлетворяются вне конкурсной массы.
В законе уточняется роль оценщиков в рамках процедуры банкротства. В настоящее время требование оценщиков в рамках этой процедуры является обязательным. Согласно принятым поправкам, оценка необходима будет только тогда, когда этого потребует кредитор.
Документ был дополнен и положением, согласно которому вводится обязанность ЦБ и АСВ раскрывать всю информацию о ходе конкурсного производства в едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Вводится возможность эквивалентной передачи имущества и обязательств банка-банкрота другому банку. Банк России наделяется правом отказать в согласовании передачи имущества на основании своего акта.