Поправки, внесенные в Госдуму 29 июня и принятые в первом чтении 6 июля, касаются Бюджетного кодекса, статьи 6 закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" и закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
ТРАТЫ ИЗ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА
В 2012 году действует временная норма (статья 6 закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ"), позволяющая правительству без внесения поправок в бюджет принимать решения об использовании средств Резервного фонда на сокращение долговых обязательств, заимствований, обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе с возможностью превышения общего объема расходов федерального бюджета при предоставлении межбюджетных трансфертов.
Закон дополняет эту норму положениями, позволяющими правительству без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять средства Резервного фонда и на поддержку стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики.
При этом вводится ограничение, в соответствии с которым объем средств Резервного фонда, направляемый на данные цели, не может превышать 5% от общего объема расходов, утвержденных законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В настоящий момент эта цифра составляет для 2012 года 12,745 триллиона рублей (дефицит бюджета при этом предполагается в 0,1% ВВП).
Вместе с тем в закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" вносится изменение, устанавливающее ограничение размера использования средств Резервного фонда и средств, подлежащих перечислению в Резервный фонд, в 200 миллиардов рублей.
ВЫПУСК ОФЗ И ДЕПОЗИТЫ В ВНЕШЭКОНОМБАНКЕ
Кроме того, в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков в 2012 году в случае ухудшения экономической конъюнктуры предполагается осуществить дополнительную капитализацию банков путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции кредитных организаций.
В связи с этим? закон предоставляет правительству право провести эмиссию ОФЗ с постоянным купонным доходом в объеме до 150 миллиардов рублей по номинальной стоимости со сроком погашения в 2022 году и их размещение путем заключения договора мены на акции кредитных организаций.
Предложения также предусматривают право правительства РФ в 2012 году определять предельные объемы и основные условия размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на депозиты во Внешэкономбанке в целях реализации антикризисных мер.
ГОСГАРАНТИИ
Устанавливается, что госгарантии РФ предоставляются в 2012 году по кредитам, привлекаемым принципалами, отобранными для господдержки в 2012 году, а также по кредитам, привлеченным принципалами в 2011 году.
Предполагается, что правительство в 2012 году будет вправе делегировать Минфину полномочия по принятию решений о предоставлении госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юрлицами, отобранными в порядке и на цели, установленные правительством (в пределах сумм, определенных программами госгарантий РФ в рублях и в иностранной валюте на 2012 год).
Сроки возврата суммы такого кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций), согласно законопроекту, составят от трех до семи лет.
Данные госгарантии будут предоставляться в пределах объемов, предусмотренных законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", а также в пределах дополнительных объемов, высвобождаемых в части гарантийной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе.
ПОПРАВКИ КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ
Поправками, внесенными в проект закона ко второму чтению, особо оговаривается, что антикризисные меры, предусмотренные законопроектом, будут распространяться на 2012 год.
Как пояснил ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, дополнительные антикризисные меры на последующие годы должны закладываться сразу в проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.
Кроме того, ко второму чтению было исключено положение, согласно которому правительству предоставлялось право в процессе предоставления госгарантий принимать решение об увеличении верхнего предела внутреннего и внешнего госдолга РФ.
Вносятся поправки, согласно которым правительство должно предоставлять Госдуме информацию о реализации федеральных целевых программ, о перераспределении бюджетных ассигнований по статьям бюджета, о предоставлении межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов субъектам РФ, о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах, об использовании ассигнований дорожного фонда, о бюджетных инвестициях.
Предполагается также создание комиссии по вопросам использования средств Резервного фонда, направляемых на реализацию антикризисных мер. В комиссию войдут по восемь представителей Госдумы и Совета Федерации. Комиссия будет рассматривать антикризисные меры, предлагаемые правительством, до их внесения в Госдуму. В свою очередь Минфин ежемесячно должен будет направлять в комиссию информацию о расходовании средств.
Как заявил Андрей Макаров в ходе обсуждения документа на пленарном заседании: "В связи с этим, документ позволит нам (депутатам Госдумы) не быть статистами в бюджетном процессе. Не быть статистами как при принятии бюджета, так при контроле за эффективностью его исполнения. Представительство всех фракций и всех профильных комитетов - вот состав этой комиссии".
Светлана Антюшенина, ПРАЙМ