Как пояснил министр финансов Антон Силуанов, законопроект предусматривает внесение комплексных поправок в Бюджетный кодекс и КоАП. Документом предлагается ограничить сферу государственного и муниципального финансового контроля контролем за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса. То есть под такой контроль будут подпадать органы власти, бюджетные учреждения и юридические лица, созданные на основе государственного имущества (автономные учреждения, унитарные предприятия и госкорпорации).
Остальные юридические лица будут проверяться только в том случае, если они получали бюджетные средства. "Их проверка ограничится проверкой соблюдения условий соответствующих договоров, получения и использования этих средств", - сказал Силуанов.
Законопроектом также предлагается упорядочить основные формы государственного финконтроля: как внешнего, проводимого Счетной палатой, так и внутреннего. Предполагается расширить полномочия Росфиннадзора, муниципальных и региональных органов финансового контроля, которые смогут контролировать выполнение госпрограмм и государственных заданий.
"Дополнительными полномочиями предлагается наделить Счетную палату РФ и контрольно-счетные органы субъектов Федерации. Помимо существующих полномочий этих органов по осуществлению экспертизы законов о бюджете, анализа бюджетных процессов, предлагается законодательно закрепить за Счетной палатой и контрольно-счетными органами полномочия по аудиту эффективности использования бюджетных средств", - сообщил министр.
"Если в ходе контрольного мероприятия выявляются нарушения, объекту контроля будут направляться представления, содержащие обязательные для исполнения требования по принятию мер для исправления выявленных нарушений. Или предписания, содержащие, кроме того, требования по возмещению причиненного ущерба", - заявил Силуанов.
Кроме того, он отметил, что в настоящее время в Бюджетном кодексе имеются 18 оснований для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. "Однако в Кодексе об административных правонарушениях только по трем из них установлена административная ответственность в виде штрафов", - констатировал глава Минфина. Кроме того, по его словам, большинство существующих мер принуждения не могут применяться на практике из-за сложности процедур.
"Новацией законопроекта является закрепление исчерпывающего перечня нарушений бюджетного законодательства, по каждому из которых кодексом предусмотрены штрафы, налагаемые на конкретных должностных лиц", - сказал Силуанов. "По отдельным правонарушениям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц", - уточнил он.