А БЫЛ ЛИ ЧЕРВЯК?
Информация об обнаружении посетителем одного из столичных ресторанов McDonald’s червяка в сэндвиче вызвала молниеносную реакцию главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. "Покупая эту, с позволения сказать, еду, человек не предполагал наличия там каких-то дополнительных живых существ в виде червей", – заявил накануне главный санитарный врач в привычной безапелляционной манере. Более того, он пообещал принять "самые жесткие меры", если пострадавший обратится в его ведомство.
Что именно обнаружено в еде? Сам McDonald’s утверждает, что ровным счетом ничего. "В момент подачи жалобы в ресторан "Глобал Сити" 22 июля никаких посторонних предметов в составе сэндвича выявлено не было. Проверки, инициированные нами на предприятиях поставщиков ингредиентов данного сэндвича, также показали, что при производстве соответствующей партии продукции все технологические режимы соответствовали нормативным, отклонений не зафиксировано", - говорится в сообщении компании.
Стоит ли заведомо доверять словам клиента, который на поверку вполне может оказаться одним из потребительских экстремистов, готовых обвариться в кипятке ради щедрой компенсации? Но решительность, с какой глава федерального надзорного ведомства встает на сторону потребителя еще до проведения элементарных разбирательств, свидетельствует: чиновнику все ясно с самого начала.
РОССИЙСКОЕ ВНЕ ПОДОЗРЕНИЙ
Бурная реакция на инцидент с McDonald’s не заслуживала бы такого внимания, если бы ни была продолжением политики Роспотребнадзора. Ее особенность в отсутствии этических барьеров в публичных речах человека, чье влияние на потребительский рынок не подлежит сомнению. В последние годы Онищенко вошел в раж, уверяя россиян, что в ресторанах японской кухни их ждет "пораженная глистными инвазиями рыба" и предлагая туркам "искать себе других клиентов".
Суждения Онищенко подчеркнуто патриотичны: привязанность россиян к гамбургерам, суши и зарубежным курортам беспокоят просто потому, что все это "не наше". Трудно вспомнить хотя бы одну нашумевшую кампанию с участием главного санитара, направленную против отечественного производителя. Зато препон для украинских сыроваров, грузинских и молдавских виноделов, голландских производители овощей и норвежских рыбаков хоть отбавляй. В этом смысле Геннадий Григорьевич – классический борец с космополитизмом, только на потребрынке.
ЛЕГКАЯ ДОБЫЧА
Неиссякаемая энергия Онищенко за долгие годы службы приобрела почти неконтролируемый характер. Но проблема эта примечательна не меньше, чем ответные действия со стороны бизнеса – их почти нет. Из бесчисленных отраслевых объединений, действующих в России, в публичный спор с чиновником вступил, кажется, только Российский союз туриндустрии (уж слишком невежественным был призыв "отказаться от услуг туристических агентств и перейти на обслуживание в нашей стране, на наших курортах").
А ведь эмоционально-окрашенные заявления Онищенко могли бы послужить основанием для судебных исков со стороны законопослушных компаний, бизнес которых страдает от несдержанности чиновника на язык. Не стоит и говорить, что мешает такому организованному сопротивлению. Веры предпринимателей в справедливость российских судов примерно столько же, сколько уважения к выводам Роспотребнадзора. При этом никому не хочется становиться объектом повышенного внимания проверяющих органов. Проще сделать вид, что ничего не случилось.
СЛОВО ЗА СЛОВО
На Западе неосторожные заявления официальных лиц, обличенных надзорными или регулирующими полномочиями, почти наверняка обернутся судом. Ведь в отличие от потребительских настроений, перемену которых очень сложно измерить на отдельно взятом рынке, существует куда более чувствительный барометр – фондовый рынок. Заяви, к примеру, глава FDA (The Food and Drug Administration – американский аналог Роспотребнадзора), что итальянская пицца вносит свой вклад в ожирение нации и нужно, наконец, перестать ее заказывать, как на это уважаемое ведомство сойдет лавина исков от Domino's Pizza и прочих крупных сетей, акции которых котируются на бирже. У ответчика будут запрошены исчерпывающие доказательства своей точки зрения, и, нет сомнений, борьба будет вестись за каждую приписываемую пицце вредную калорию.
Но в России все иначе. Местный фондовый рынок слишком мал, а публичных потребительских компаний, готовых отстаивать интересы акционеров, – единицы. Слова Онищенко воспринимаются здесь, как грозовой фронт – с тем отличием, что ливень можно спрогнозировать, а эскапады главного санитарного врача – нет.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ