По данным Министерства экономического развития, опубликованных на прошлой неделе, в РФ объем рынка услуг связи вырос в первом полугодии на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем рынка составил 776,2 миллиарда рублей. По данным МЭР, в прошлом году рынок услуг связи подрос только на 2,7%.
Заметим, что по прогнозам Light Reading Communications Network мировой рынок телеком-услуг за 2012 год вырастет только на 4%. Под "услугами связи" в исследовании МЭР подразумевают не только телеком, но и традиционную почту. Однако, во-первых, по данным МЭР вклад почты в анализируемые услуги составляет всего 7,8%, а во-вторых, услуги почтовой и спецсвязи остались на том же уровне, что и в предыдущем году.
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ РОСТ?
Заметного экстенсивного роста рынка связи нет и взяться ему неоткуда. Количество аппаратов фиксированной связи, которых министерство экономического развития насчитало 40,31 миллиона, за отчетный период даже уменьшилось на 0,7%, то есть на 281,7 тысяч по сравнению с первым полугодием прошлого года.
Количество абонентов сетей мобильной связи к концу отчетного периода составило 255,2 миллиона, что на 5% больше, чем за первую половину прошлого года. Напомним, что население России составляет всего 143 миллиона человек. Откуда взялось столько абонентов?
Часть этих подключений – "мертвые души"; за ними числятся номера, на которых активность прекращена, но они все еще числятся за абонентом. Для оператора есть определенная польза от "мертвых душ" – они увеличивают абонентскую базу. Но длительное время "мертвая душа" существовать не может, по истечению некоторого срока бездействия оператор считает контракт расторгнутым, а номер изымает для использования на другом контракте – номерная емкость небеспредельна. Для нас важно, что "мертвые души" за связь не платят, а поэтому емкость рынка связи в денежном выражении увеличить не могут.
Распространение получают М2М-коммуникации, обеспечивающие взаимодействие технических устройств без посредничества человека. Примером таких коммуникаций могут служить навигатор, использующий модуль передачи данных для общения с информационным центром для получения данных о пробках, или автосигнализация с дистанционным управлением через сотовую сеть. Другой пример – корпоративная система мониторинга, передающая на центральный пункт информацию о текущем состоянии объекта – например, о параметрах внутри транспортного контейнера. Однако такие решения пока экзотика, их количество еще не скоро начнет измеряться десятками миллионов.
Тенденция использовать более одного подключения и приобретающие новое для оптимизации расходов на традиционную мобильную связь – к примеру, ради выгодного тарифа дальней связи – появилась настолько давно, что большинство желающих использовать такой способ экономии давно реализовало свои потребности. Кроме того, оптимизация расходов на мобильную связь ведет к уменьшению выручки операторов, а мы наблюдаем обратный процесс.
Все больше абонентов, как частных, так и корпоративных, уходят в Сеть, используя для связи – в том числе и дальней – возможности Интернета: IP-телефонию, интернет-пейджеры (ICQ, Агент@mail.ru и пр.) и т.д. Это должно приводить к уменьшению платы за услуги связи, но мы наблюдаем рост рынка.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ РАКУРС
Причины роста эксперты Минэкономразвития называли те же самые, что и в прошлом году: внедрение новых услуг связи, рост благосостояния населения, увеличение активности на корпоративном рынке и тарифная политика операторов.
Новых массовых услуг связи в этом полугодии не появилось. Например, 4G-доступ массовое распространение получит нескоро – лицензии на него распределены совсем недавно.
Увеличение доходов населения как фактор роста тоже выглядит странно. Профиль общения абонента вряд ли будет принципиально меняться с уровнем его благосостояния. На мобильной связи уже давно никто не экономит, однако при этом трудно заставить абонента говорить больше, чем нужно.
Активность на корпоративном рынке, способная обеспечить такой рост коммуникационного рынка, сохраняется на прежнем уровне. Ни массового внедрения новых форм коммуникаций (например, видеоконференцсвязи), ни появления сотен удаленных филиалов, которые потребовали бы новых линий связи, за отчетный период не произошло.
Тарифная политика операторов связи на рынок повлиять могла, но, по данным Росстата, тарифы на услуги связи в РФ в первом полугодии 2012 года в среднем выросли на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
ДРАЙВЕРА НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА
Итак, увеличение количества абонентов не произошло, новые сервисы связи в массовом порядке не появились, значительного роста тарифов на действующие сервисы не было, но россияне за связь стали платить больше. Почему? "Драйвером рынка выступают неголосовые сервисы, – говорит Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, – Сегодня росту рынка прежде всего способствует популяризация мобильного интернет-доступа".
Смартфоны облегчают доступ к мобильным ресурсам, но они же облегчают и карманы абонентов. По данным МТС, владелец iOS-устройства обеспечивает оператору ARPU (средний месячный доход с абонента) в 1300 рублей, пользователь Android-девайса – 700 рублей в месяц, абонент с Symbian-смартфоном – около 800 рублей. Это намного больше среднего APRU по рынку, который сегодня составляет порядка 300 рублей – такую оценку основатель "Вымпелкома" Дмитрий Зимин дал в интервью порталу "Маркер".
Кроме того, активные пользователи смартфонов и планшетов все чаще используют "тандем" из продвинутого девайса с традиционным сотовым телефоном, который требует более одного подключения к операторам. Причина тому не только экономическая – желание оптимизировать расходы на мобильную связь, выбирая для одного из устройств оптимальный тариф для передачи данных, а для другого – оптимальный для традиционных коммуникаций – но и техническая. При активном использовании планшета или смартфона заряда батареи девайса может не хватить даже на день, поэтому телефон оказывается необходим для обеспечения резервного канала мобильной связи.
По данным IDC, в 2011 году в Россию было поставлено 8,7 миллионов смартфонов. В первом полугодии 2012 года по оценкам "Евросети" было реализовано 4,9 миллионов смартфонов. Увеличивается и количество проданных планшетов. В прошлом году россияне приобрели планшетов 1,2 миллиона планшетов, а только за первый квартал 2012 по данным "Евросети" было куплено 800 тысяч "таблеток".
Растет парк сотовых модемов, что также увеличивает трафик данных. Операторы не раскрывают свежих данных по этому виду устройств и генерируемому ими трафику, но их популярность можно косвенно оценить по тому факту, что, по данным "МегаФона", в "Тор 5" июньских продаж через собственные салоны компании первые два места заняли сотовые модемы. Разумеется, сотовые модемы требуют отдельного подключения к сети оператора, то есть для них приобретают дополнительные SIM-карты.
Быстро растущий парк смартфонов, планшетов и сотовых модемов привел к увеличению количества подключений и к росту трафика данных, а это в свою очередь обеспечило рост национального рынка услуг связи в первом полугодии 2012 года.
Александр Маляревский, ПРАЙМ