По оценкам опрошенных агентством "Прайм" экспертов, реализация данного проекта будет возможна только в случае грамотного распределения средств на создание инфраструктуры и должной мотивации населения к сдаче в утиль "автохлама", в настоящее время гниющего во дворах.
Президент РФ Владимир Путин 29 июля подписал указ о введении в России с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины. Утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также бывших в употреблении автомобилей. Нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. Для того, чтобы появилась возможность утилизировать вышедшие из эксплуатации автомобили, чиновники предложили создать утилизационную инфраструктуру по всей стране.
Как отмечал заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов, утилизационные сборы будут идентичны импортным пошлинам, которые снижаются до 25% после вступления России в ВТО, и никак не отразятся на стоимости автомобилей. В январе 2009 года правительство РФ в рамках поддержки во время экономического кризиса ввел заградительные пошлины на импорт иномарок. В среднем пошлины увеличились с 25 до 30%.
ХОРОШИЙ ПРИМЕР
Правительство РФ в марте 2010 года для поддержки автопроизводителей работающих на территории России запустило программу утилизации старых легковых автомобилей.
В соответствии с условиями программы любой желающий мог сдать свой автомобиль возрастом десять и более лет и получить скидку в размере 50 тысяч рублей при покупке нового авто, произведенного в России. Первоначально на программу было выделено 11 миллиардов рублей. Однако к июлю 2010 года, все 300 тысяч свидетельств были выданы, и правительство решило выделить дополнительно 15 миллиардов рублей и завершить программу в 2011 году. Всего, меньше чем за год, по программе утилизации было продано 600 тысяч автомобилей, выпущенных в России.
После начала программы утилизации остро встал вопрос о предприятиях, занимающихся утилизацией автомобилей. Всего в утилизации принимали участие 153 утилизатора, и по оценкам экспертов данного количества компаний, специализирующихся на переработке "автохлама", недостаточно. Чиновники заявляли, что вопрос о развитии данной отрасли прорабатывается, но только после вступления России в ВТО и введения утилизационного сбора проработка данного вопроса стала более интенсивной.
УТИЛИЗАЦИЯ В МИРЕ
Ежегодно в США на утилизацию поступает 14—15 миллионов легковых автомобилей, переработку которых осуществляет более 200 предприятий. Данные заводы обслуживает более 10 тысяч мелких компаний, которые занимаются разборкой автомобилей. Всего же в данной отрасли в США занято более 40 тысяч человек, а ежегодный объем производства оценивается около 4,5 миллиардов долларов.
Во Франции переработкой старых автомобилей занимается около 40 шредерных заводов, а обслуживанием около трех тысяч предприятий. В Англии непосредственной утилизацией занимается около 37 заводов, а в Германии - около 50.
В целом процедура переработки отслуживших свой срок автомобилей в странах ЕС стандартна – автомобили собираются, а владельцам выдается сертификат. При этом часть комплектующих можно продавать. Аналогичная схема с продажей комплектующих с утилизируемых автомобилей действует и в США.
УТИЛИЗАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ - БЫТЬ
По мнению директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, утилизационную инфраструктуру в России необходимо развивать. "При грамотном менеджменте и расходовании средств в стране можно выстроить инфраструктуру европейского уровня", - сказал Целиков.
По мнению руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Стенли Рута, объем инвестиций в создание утилизационной инфраструктуры в России в течение нескольких лет составит около 2 миллиардов долларов. Рахманов также подтвердил агентству "Прайм", что придерживается данной оценки.
Целиков отметил, что средств, поступающих в бюджет от утилизационных сборов, будет достаточно для организации нормальной отрасли по утилизации. По его оценкам, в год в бюджет будет поступать от 30 до 40 миллиардов рублей.
Аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов отмечает, что создание утилизационной инфраструктуры в России займет около 10 лет, а в крупных городах - около пяти лет. Кроме того, эксперт отмечает, что необходимо создать специальные условия для компаний, которые будут заниматься утилизацией.
КАК МОТИВИРОВАТЬ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ
По мнению аналитика УК "Финам" Дмитрия Баранова, проект с созданием отрасли может провалиться, поскольку стимулов сдавать старые автомобили у населения очень мало. "Автомобиль можно бросить во дворе или за городом, предварительно сняв с учета", - говорит Баранов и добавляет, что машину проще бросить, чем тратить средства на эвакуацию до завода-утилизатора.
Отвечая на вопрос, каким образом необходимо стимулировать населения, Баранов замтил, что возможны разные варианты, начиная от создания специальной законодательной базы, до финансирования утилизации из госбюджета. "Но если обязывать граждан сдавать старые автомобили по закону, то как оценить степень износа машины? Если проводить специальную экспертизу, то создается потенциальная возможность для коррупции", - говорит Баранов.
В свою очередь Целиков считает, что в рамках создания утилизационной отрасли, в скором времени возможно введение специальных коэффициентов на возраст и экологический класс автомобилей. При этом он добавил, что чиновникам необходимо разработать механизм, по которому будет проводиться эвакуация старых автомобилей, если они не могут добраться до пункта утилизации самостоятельно, и данная услуга должна быть бесплатной.