Начиная с шестой версии iOS, которая появится на iPhone 5 и на iPad mini, выход которых ожидают осенью этого года, не будет предустановлена утилита для доступа к YouTube, как сообщает Reuter со ссылкой на заявление представителей Apple. Кроме того, Google перестанет быть штатной поисковой системой для Safari, штатного браузера iOS. Будут ли оставлены упрощенные возможности для настройки почтового клиента для взаимодействия с Gmail, пока неизвестно.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
С момента появления iOS была тесно интегрирована с сервисами Google. Браузер Safari на iOS использовал поисковую систему Google по умолчанию, были предустановлены утилиты для доступа к Google Maps и видеосервису YouTube. Но подход, который существовал в течение пяти лет, изменился в 2012 году.
В мае Apple объявил об отказе использовать Google Maps в новых версиях iOS и о планируемом переходе на собственный картографический сервис. А теперь официально заявлено об отказе от предустановки клиента YouTube и про смену штатной поисковой системы iOS.
Заметим, что стандартные утилиты iOS использовали не только данные Google – погодный информер и приложение, показывающее динамику акций и валют, получали данные с Yahoo. Об отказе сотрудничества с этим порталом Apple пока не заявлял. Да и вряд ли в этом есть смысл: Google создал Android, прямого конкурента iOS, а Yahoo ничего подобного не делал.
ВОЙНА ПЛАТФОРМ ПЕРЕХОДИТ В ВОЙНУ КОМПАНИЙ
Платформа Android, созданная и продвигаемая Google, пришла на рынок мобильных систем позже платформы Apple iOS. Но по различным причинам – прежде всего, ввиду выпуска смартфонов и планшетов в содружестве с целым рядом производителей, способных обеспечить разнообразное предложение как по техническим, так и по ценовым характеристикам – платформа Google стала более популярной на рынке мобильных устройств. По данным за второй квартал 2012 года Android занимает 68% рынка смартфонов в штучном выражении, а iOS – лишь 16,4%.
После приобретения компании Motorola и с началом выпуска смартфонов под собственным брендом – Nexus – Google окончательно стала прямым конкурентом Apple. Так началась борьба, которая в краткосрочной перспективе невыгодна пользователям ни iOS-устройств, ни сервисов Goggle.
ЧТО GOOGLE СОХРАНИТ, А ЧТО ПОТЕРЯЕТ
На устройствах, работающих под управлением ныне существующих версий iOS, ресурсы Google будут доступны в прежнем формате. Устройства разнообразны и многочисленны. В июле общие продажи только iPhone должны были превысить четверть миллиарда устройств, по данным New York Post, сама компания Apple не акцентировала это событие. Учитывая, что под управлением этой операционной системы работают также планшеты iPad и плееры iPod Touch, общее количество iOS-девайсов может составить 330 миллионов единиц.
Устройств на iOS 6 будут покупать миллионы, но в ближайшем будущем их количество будет намного меньше, чем имеющихся девайсов под управлением версий iOS, имеющих интеграцию с Google. С распространением устройств на iOS 6, Google будет терять часть доходов от мобильной рекламы – поисковой, обеспечиваемой в навигационном сервисе, реализуемой при показе клипов на YouTube. Какая именно часть доходов будет потеряна, пока трудно сказать. Очевидно, что часть пользователей будет работать с вариантами сервисов, предустановленных в iOS 6, часть в той или иной форме будет получать доступ к сервисам Google, а часть отдаст предпочтение вариантам, предлагаемым третьими фирмами.
ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Вряд ли Apple сможет предложить полноценную замену сервисов Google. Например, альтернативы YouTube, который по данным за май 2012 года за сутки показывал порядка четырех миллиардов роликов и, по данным comScore, в этом году наращивает трафик с 25%-ной скоростью за квартал, просто не существует.
Разворачивая собственные картографические сервисы, Apple придется вкладывать огромные ресурсы в их создание и локализацию. При этом нужно налаживать взаимодействие с местными компаниями, в том числе и на рынках, где Apple ранее не проявлял особой активности – допустим, российском.
Александр Маляревский, ПРАЙМ