Google выводит свой Wallet-сервис на уровень "облака". Компания активно развивает свою платежную систему. Google, конечно, не становится банком и не эмитирует собственных карт, но при бесконтактной оплате превращается в универсального посредника между продавцом и платежной системой (Visa, MasterCard и пр.).
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Для доступа к сервису пользователю нужен Android-смартфон с поддержкой NFC-технологии, регистрация на Google Wallet и установленное в смартфон приложение, которое можно бесплатно загрузить из Android Market. Пользователь заносит в Google Wallet данные своей банковской карты, которые хранятся в облаке Google, после чего может выполнять платежи, имея только смартфон.
При совершении покупки для оплаты нужно лишь пронести смартфон рядом с платежным терминалом продавца. Терминал получает данные со смартфона, связывается с серверами Google, а дальше компания инициирует перевод денег с карточного счета плательщика.
"Облачные" технологии обеспечивают решению универсальность. К нему можно подключать все что угодно – например, розничные сети или системы оплаты проезда в общественном транспорте. Также "облако" дает дополнительную защиту – ведь в самом смартфоне данных о картах нет. Поэтому в случае утери смартфона не нужно блокировать карты и инициировать их перевыпуск. Достаточно привязать Googlе Wallet к новому устройству.
ГДЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
Для популяризации нового сервиса нужно достаточное распространение как смартфонов с NFC-модулями, так и терминалов, имеющих поддержку NFC. В настоящее время благодаря сотрудничеству с MasterCard PayPass, Google довел количество терминалов до 200 тысяч, что недостаточно даже для североамериканского региона, а за его пределами Google эту систему пока не продвигает. Абонентских устройств, способных обеспечить этот сервис, всего шесть, наиболее известные из которых Samsung Galaxy S3 и Google Nexus 7.
Пользователи пока настороженно относятся к "облачным" финансовым инструментам. Этому способствуют регулярные скандалы с кражей персональных данных, а также появление новых вирусов, ориентированных на кражу финансовой информации с устройств пользователя. Например, в пятницу "Лаборатория Касперского" объявила о поимке и обезвреживании Gauss, первого вируса класса кибероружия, ориентированного на кражу именно финансовой информации.
Наконец, Google получает развернутую информацию о действиях пользователя Google Wallet, что нравится далеко не всем. Кстати, в пятницу компания была оштрафована Федеральной комиссией США по торговле (FTC) на рекордную сумму в размере 22,5 миллиона долларов по итогам очередного нарушения, связанного с приватностью.
КТО КОНКУРЕНТЫ
Глобальные платежные системы имеют собственные решения для платежей с NFC-смартфонов. Но в данном случае их вряд ли можно рассматривать как лобовых конкурентов Google Wallet. Для платежных систем важно, чтобы пользователи расплачивались через них как можно чаще, при этом не так уж критично, будет ли это сделано через собственное решение для бесконтактных платежей, или через предложенное Google.
На локальных рынках имеются свои подходы. На американском рынке к конкурентам Google Wallet можно отнести системы Isis, разворачиваемые консорциумом американских операторов сотовой связи, PayPal, принадлежащий eBuy, а также малоизвестная за пределами США система Square, возглавляемая Джеком Дорси, одним из создателей Twitter. Хотя их поддержка достаточно широка, эти проекты в массе своей пока только стартапы. В России также действует несколько пилотных проектов, в большинстве из которых задействованы операторы "большой тройки", но все решения куда менее масштабны, чем американские.
ЧТО В БУДУЩЕМ
Опрос, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с Smartest в июле 2012 года, показал, что основными отраслями, в которых бесконтактные платежи будут наиболее востребованы в ближайшие три года, являются общественный транспорт, розничная торговля и сфера услуг.
Основная интрига этого года – будет ли поддержка NFC в новом iPhone. Если она появится, то это станет мощным импульсом для всего сегмента бесконтактных платежных систем. Если нет – а такое вполне возможно, если Apple сочтет технологию недостаточно массовой – то распространение NFC-устройств и в этом году может оказаться ниже ожидаемого, как это было в 2011.
Александр Маляревский, ПРАЙМ