Руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев на прошлой неделе сообщил агентству "Прайм", что ведомство обеспокоено ростом вдвое тарифов РЖД на перевозку лосося с Дальнего Востока в европейскую часть России и просит Федеральную антимонопольную службу разобраться в ситуации.
Тарификация железнодорожных перевозок грузов по инфраструктуре РЖД осуществляется в соответствии с прейскурантом 10-01. Стоимость перевозки грузов по железной дороге складывается из инфраструктурной, в том числе заложенной в нее локомотивной, и вагонной составляющих. Вагонная - это часть, которую получают операторы за предоставление подвижного состава грузоотправителю, инфраструктурная – часть РЖД. ФСТ с 2012 года внесла изменения в прейскурант на перевозку скоропортящихся грузов в групповом рефрижераторном подвижном составе, автономных рефрижераторных вагонах, в том числе, со служебными помещениями, а также ИВ-термосах, переоборудованных из рефрижераторных вагонов, путем установления понижающих коэффициентов в груженом рейсе в размере 0,81, в порожнем – 0,73. Кроме того, по инициативе РЖД для увеличения объемов ж/д перевозок и поддержки рыбного хозяйства России ФСТ установила на 2012 год исключительные тарифы с коэффициентом 0,92 на перевозки рыбы в различных типах вагонов во внутригосударственном сообщении со станций Октябрьской, Калининградской, Дальневосточной, Северной железных дорог.
"Цена перевозки, по которой вынуждены работать собственники изотермического подвижного состава (ИПС) при отправках рыбы из Владивостока, носит сезонный характер и колеблется на дальностях до 4500 километров от 2,5 рубля за 1 килограмм в периоды спада объемов перевозок и избытка ИПС до 5 рублей за 1 килограмм в период путины и резкого дефицита специализированного подвижного состава, а на дальностях более 4500 километров – от 3,4 до 8 рублей за 1 килограмм соответственно", - сообщили РЖД в понедельник.
При этом, отмечает компания, цена перевозки, котируемая операторами изотермического подвижного состава в периоды спада, находится на уровне провозной платы за груженый пробег. Таким образом, с учетом эксплуатационных расходов данные перевозки являются убыточными для них, пишут РЖД.
"Повышение стоимости доставки в период путины позволяет лишь частично компенсировать убытки, получаемые в периоды спада, когда ставки не покрывают себестоимость перевозок, а подвижной состав простаивает по 8 месяцев в году в ожидании путины", - отмечает компания.
Железнодорожная транспортная составляющая в цене рыбы в период путины составляет порядка 8%. РЖД добавили, что розничная цена рыбы в течение года не зависит от стоимости ее транспортировки, а снижение железнодорожных тарифов не приводит к снижению стоимости реализации рыбы населению.
По мнению РЖД, на среднюю розничную цену мороженой рыбы в регионах потребления оказывает влияние, в первую очередь, большое количество посредников и мелких оптовиков, которые полностью управляют рынком сбыта и транспортировки рыбы. В результате доля рыночных наценок достигает более 50%.
"Основные причины, сдерживающие увеличение перевозок рыбопродукции, находятся вне компетенции и сферы деятельности железнодорожного транспорта. Снижение тарифов на перевозку рыбы не повысит доступность данного продукта для конечного потребителя, а только приведет к перераспределению финансовых средств между участниками процесса реализации данной продукции за счет снижения доходов РЖД", - говорится в сообщении РЖД.
Общий объем перевозок рыбы с Дальнего Востока в январе-июле текущего года по сети железных дорог составил 318,5 тысячи тонн (рост на 2,4%). Подвижным составом ОАО "Рефсервис" ("дочка" РЖД) было перевезено более 79,2 тысячи тонн рыбы, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, констатируют РЖД, в парке Рефсервис в настоящее время перевозится порядка 25% от общего объема перевозок рыбы на данном направлении, остальную долю занимают другие компании-операторы.
Компания пишет, что подача подвижного состава под перевозки рыбы производится РЖД в соответствии с заявками клиентов и принимаются необходимые меры для ее перевозки. В частности, введены в эксплуатацию ускоренные рефрижераторные поезда, которые преодолевают расстояние от Владивостока до городов Урала за неделю. В настоящее время для перевозки рыбы Рефсервисом задействовано 150 рефсекций и 1,1 тысячи вагонов-термосов.