ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ
Замена асфальта на плитку началась в Москве в 2011 году по инициативе мэра Сергея Собянина. Он объяснил, что городу необходимо избавиться от непрезентабельного асфальта на тротуарах. Кроме того, в жаркую погоду асфальт разогревается больше, чем воздух, выделяя целый букет вредных веществ. По объему выбросов это сопоставимо с выхлопом машин и серьезно вредит экологии, отмечал мэр.
Городские власти планировали уложить в общей сложности порядка 1,14 миллиона квадратных метров плитки. В 2011 году в Москве планировалось оснастить новым покрытием тротуары центральных улиц и вылетных магистралей, однако по факту удалось воплотить только часть намеченной программы.
В 2012 году, как следует из материалов Москомархитектуры, предполагали замостить в исторической части города в общей сложности 7,1 гектара на таких улицах как Воздвиженка, Никольская, Рождественка, Лубянка, Большая Бронная, Ильинка, Полянка, Петровский, Тверской и Никитский бульвары, Лубянская и Манежная площади. Мощение тротуаров на остальных улицах в границах Садового кольца планировалось провести до 2016 года, за его пределы собирались выйти позже.
ПОДРЯДЧИКИ ПОДКАЧАЛИ
Об экономии речь не шла изначально. Сообщалось, что один квадратный метр тротуарной плитки стоит порядка 3,4 тысячи рублей, в то время как стоимость двухслойного асфальта той же площади составляет 1,2-1,3 тысячи рублей. Однако замена асфальта производится раз в шесть-семь лет, а плитка служит до 30 лет.
Предполагалось, что вся программа обойдется городскому бюджету примерно в 4 миллиардов рублей. В 2011 году затраты на программу составили порядка 1 миллиарда рублей. Однако проекты вызвали неоднозначную реакцию горожан из-за дороговизны и низкого качества работ, на которые тратятся немалые бюджетные деньги.
Оппозиция заявила, что проект по замене асфальта на плитку имеет признаки коррупции: якобы мэр просто пытается обеспечить заказами фирму своей жены. Собянин не раз опровергал эту версию. Также граждане возмущались тем, что плитка зачастую плохого качества, да и уложена из рук вон плохо. Особые претензии были к качеству укладки специальной плитки, которая указывает направление движения незрячим.
Власти Москвы неоднократно заявляли о необходимости усиления ответственности районных управ за качество укладки плитки. Они констатировали, что работа в этом направлении ведется – претензий к подрядчикам из-за плохой работы при Собянине стало в десять раз больше. Затраты на исправление ошибок обещали возложить непосредственно на исполнителей. В конце прошлого года было заявлено о проведении лабораторного мониторинга, по итогам которого чиновники собирались расплатиться лишь с добросовестными подрядчиками.
Однако видимого эффекта не последовало. В начале этого года в прессе появились данные со ссылкой на ГУП "Гормост" – 8 из 12 подрядчиков, укладывавших плитку в Москве, использовали низкокачественный материал и укладывали его неровно. Как следствие, некоторые тротуары с наступлением холодов сковал трудно счищаемый лед. Кое-где весной начались работы по переукладке не пережившей зиму плитки.
Под давлением СМИ и граждан, возмущенных недостаточным качеством работ, властям города пришлось сократить плиточную программу. Часть средств с 2011 года из-за того, что заводы не справлялись с поставкой плитки вовремя, перенесли на текущий год. Весной этого года были объявлены тендеры на общую сумму 350 миллионов рублей (на эти деньги собирались покрыть плиткой более 100 тысяч квадратных метров), но впоследствии они были отменены.
Эти работы не начались и теперь уже не начнутся. Под влиянием общественного мнения произошло перераспределение средств – их израсходуют на ремонт дорог и тротуаров. Всего замене в этом году подлежат 24 миллиона квадратных метров асфальтовых покрытий, что составляет треть всего объема.
ЛОГИЧНЫЙ ФИНАЛ
В конечном итоге власти Москвы приняли решение вовсе отказаться от этой затеи и больше не мостить тротуары плиткой в целях экономии бюджетных средств. Помимо того, что асфальт обходится намного дешевле, начавшийся в прессе и интернет-блогах "плиткагейт" негативно сказывался на имидже городских властей и лично Собянина, признали чиновники. В планы ранее входила и разработанная Москомархитектурой архитектурно-художественная концепция мощения пешеходных пространств в исторической части Москвы разноцветной тротуарной плиткой и гранитной брусчаткой. Теперь она, скорее всего, тоже будет отложена на неопределенное время.
В целом эксперты сходятся во мнении, что хороший асфальт больше подходит Москве, чем низкокачественная плитка, которую укладывали не самые квалифицированные рабочие. "В прошлом году мы работали на субподрядной основе и видели, как осуществляется укладка плитки. Специалистов по укладке плитки мало, а качество плитки, предлагаемое предприятиями, было низким", - отметил генеральный директор ЗАО "Дорстрой-СК" Алексей Смирнов. "Я не удивлюсь, если в этом году будут теперь уже снимать плитку и на ее место класть асфальт", - добавил он.
По мнению директора природоохранных программ "Зеленого патруля" Романа Пукалова, отказ властей Москвы от замены тротуарного асфальта на плитку не окажет заметного влияния на столичную окружающую среду, хотя плитка все же экологичнее. Координатор движения "Архнадзор" Наталья Самовер считает, что полностью отказываться от плитки не стоит. Просто ее надо укладывать там, где она уместна, и при гарантии качественного выполнения работ.
Наталья Карнова, ПРАЙМ