Результаты совместного исследования Национального агентства финансовых исследований и Online Market Intelligence показывают изменения в предпочтениях пользователей, производящих дистанционные платежи в Интернете. Банковские инструменты набирают популярность, небанковские в лучшем случае сохраняют ее. Предыдущий опрос, с которым сравниваем результаты нового исследования, было проведено компаниями в апреле 2011 года. В ходе опроса пользователь мог выбрать более одного варианта ответа.
КАРТЫ УВЕРЕННО ЛИДИРУЮТ
Выполняли дистанционные платежи при помощи пластиковых карт 57% опрошенных в ходе исследования. Этот показатель заметно возрос с прошлого года, когда он составлял 49%.
Итоговый процент, впрочем, невысок, учитывая распространенность пластиковых карт в России. Напомним, что по данным Центробанка в России на конец 2011 года было эмитировано 190 миллионов. Это количество значительно превышает дееспособное население страны, которое, по данным Избиркома РФ, составляет 110 миллионов человек на начало 2012.
Ситуацию объясняют привычки населения в использовании банковских карт. Основная масса держателей карт использует их для снятия наличных в банкоматах. 50% россиян никогда не расплачивается картой, по свежим данным РОМИР. На долю безналичных платежей – к которым относятся и дистанционные – приходится всего лишь 15% от сумм операций с пластиковыми картами, по данным ЦБ РФ.
ДИСТАНЦИОННЫЙ БАНКИНГ СТАНОВИТСЯ ПОПУЛЯРНЕЙ
Проникновение услуг интернет-банкинга в России невысоко – порядка 6%, по данным отраслевой исследовательской структуры MForum, но пользователи этих сервисов традиционно активны. Платежи через системы дистанционного управления банковскими счетами – интернет-банкинг и мобильный банкинг – набирают популярность среди аудитории Рунета. За год количество применивших эти возможности для оплаты возросло с 31% до 42%. Причем быстрее всего – почти вполовину – увеличилось количество пользователей, применявших для оплаты возможности интернет-банкинга: с 22% до 32%. Мобильный банкинг – управление банковским счетом с сотовых телефонов или смартфонов – вырос с 9% до 10%.
НЕБАНКОВСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТЕРЯЮТ ПОПУЛЯРНОСТЬ
Популярность прочих инструментов дистанционной оплаты – электронных денег и платежей со счетов мобильных телефонов – уменьшилась. Количество использовавших для оплаты "Яндекс.Деньги", WebMomey и другие аналогичные инструменты снизилось с 43% до 40%.
Оплата со счета мобильного телефона осталась почти такой же, снизившись с 30% до 29%.Это отражение общей ситуации с электронными деньгами, развитие которых в России снизило темпы. Рост объема рынка платежей через е-кошельки не оправдал ожидания экспертов – предполагалось, что он достигнет 140 миллиардов рублей в 2011 году, а он составил только 125 миллиардов.
РЕЗЕРВ РОСТА
По данным опроса, за год несколько возросло количество пользователей, не прибегавших к услугам мобильных платежей – с 18% до 21%. Учитывая размер аудитории Рунета в 80 миллионов человек, по данным РАЭК, не охваченными оказываются почти семнадцать миллионов пользователей, за кошельки которых идет борьба разных сервисов. Банковские инструменты в ней пока лидируют, но альтернативные не собираются сдавать свои позиции. За небанковскими платежными сервисами стоят крупные структуры – например, операторы "большой тройки", лидирующий на рынке электронных денег "Яндекс" и т.д. Для них этот бизнес является побочным, и все же они не желают отказываться от дополнительных доходов.
Александр Маляревский, ПРАЙМ