Вопрос: Вы уже подвели итоги работы в первом полугодии? Какую долю на рынке сотового ритейла вы сегодня занимаете?
Ответ: Рынок телефонов в России продолжает расти, в первую очередь, за счет смартфонов. По итогам первого полугодия в России было продано около 19 миллионов телефонных аппаратов на сумму 87 миллиардов рублей. С конца прошлого года мы сделали ставку именно на продажи "умных" телефонов. Доля МТС на рынке смартфонов составляет около 14%. Каждый третий проданный аппарат – это смартфон, и по сравнению с первым полугодием прошлого года объем проданных смартфонов вырос практически вдвое.
Вопрос: Смартфоны – более маржинальный сегмент?
Ответ: Если говорить о популярных моделях в средней ценовой категории, то да. Акцент на продаже смартфонов, конечно, в краткосрочной перспективе дает снижение общих объемов продаж, но в результате повышает маржинальность ритейла. И главное – в перспективе это даст позитивный эффект для бизнеса группы МТС за счет роста потребления дополнительных услуг в сети оператора. К июлю мы вышли на 30% смартфонов в объеме продаж в штучном выражении, в выручке сети эта доля приближается к 70%. Что касается контрактов, то монобрендовая розница является для МТС ключевым каналом подключение абонентов, наша доля в подключениях выросла до 40% в этом году с 33% в 2011 году.
Вопрос: Аппараты каких вендоров сегодня продаются с лучшей рентабельностью?
Ответ: Рентабельность продаж в разрезе вендоров - это коммерческая информация. Но если смотреть на рынок телефонов в разрезе ценовых категорий, то наиболее востребованы, а значит, и маржинальны, смартфоны в диапазонах от 10 до 15 тысяч рублей и свыше 15 тысяч рублей. Что касается устройств массового рынка стоимостью ниже 10 тысяч рублей, здесь маржинальность ниже, так как конкуренция жестче и этот сегмент растет уже не такими высокими темпами.
Вопрос: Сколько магазинов вы планируете открыть до конца года? Есть ли какие-то планы по M&A сделкам?
Ответ: Мы прогнозируем органический рост более 500 магазинов по итогам 2012 года, инвестиции в один магазин составляют 25-50 тысяч долларов. Крупных слияний пока не планируем. Возможны приобретения маленьких сетей из нескольких магазинов в регионах.
Вопрос: Какова судьба телефонов под брендом МТС?
Ответ: Мы традиционно уделяем большое внимание продажам брендированных телефонов. МТС первой запустила линейку аппаратов под своим брендом и продала первый миллион таких девайсов в России. В рамках развития монобрендовых устройств мы в первую очередь нацелены на продажи смартфонов. В ближайшее время начнутся продажи первого смартфона под брендом МТС стоимостью менее 100 долларов, что послужит дополнительным драйвером роста проникновения этих устройств в сети МТС.
Вопрос: Какую долю в общих продажах телефонов занимают брендированные аппараты? Что произойдет с этой категорией до конца года?
Ответ: В штучном выражении операторские модели составляют порядка 20% в общем объеме продаж, и МТС лидирует на рынке брендированных устройств. Думаю, что до конца года этот показатель останется на том же уровне, так как мы будем продавать больше смартфонов и меньше обычных дешевых телефонов, постепенно выводя последние из линейки.
Вопрос: Что происходит сегодня с продажами 3G-модемов? Можно ли говорить о том, что рынок восстановился после того, как конкуренция между операторами уронила доходы в этом сегменте?
Ответ: Здесь произошел репрайсинг, в результате сегодня модемов продается меньше, с минимальной рентабельностью, но не в убыток. В последнее время основной категорией продаж для нас были модемы со скоростью 7,2 Мбит в секунду, сейчас продается все больше модемов со скоростью 14,4 Мбит в секунду и 21,6 Мбит в секунду.
С 7 августа мы начали продажи LTE-модемов в Москве, и видим спрос на них, учитывая, что сеть четвертого поколения МТС запустится уже в сентябре.
Вопрос: Вы говорили о синергетическом эффекте для оператора и ритейлера за счет продажи смартфонов. Какие еще стратегические задачи ставит перед вами МТС?
Ответ: Сегодня МТС из компании по передаче голоса становится компанией, оказывающей услуги по передачи данных. Кроме того, меняется сам профиль использования мобильных устройств. Исследования показывают, что более 50% времени пользователи смартфонов не говорят по телефону, а используют его для других целей, например, доступа в интернет. Розничной сети здесь отводится одна из ключевых ролей, потому что мы должны обучать и информировать потребителей, подключать больше дата-тарифов и дата-опций, объяснять пользователям смартфонов, что это не просто дорогой телефон, а устройство для решения самых разнообразных задач.
Вопрос: Однако, в последнее время вы часто подключали опции в рамках различных бесплатных акций, а такие абоненты ничего не приносят оператору…
Ответ: У потребителя всегда есть страх перед чем-то новым. Например, распространенный миф о том, что мобильный интернет - это дорого. Мы предлагаем различные акции, которые позволяют приучить потребителей к услуге, в результате, МТС сегодня лидирует по уровню проникновения смартфонов в сети – это порядка 20% абонентской базы, и каждый из этих абонентов – это потенциально более высокий средний счет.
Вопрос: Было бы вам интересно выйти в другие сегменты товаров, кроме операторских?
Ответ: Рынком ритейла, по сути, управляют два ключевых фактора. С одной стороны, постоянно растут две самые важные статьи расходов любого ритейлера – стоимость рабочей силы и аренда помещений, рост составляет в среднем по рынку от 7 до 10% в год. С другой стороны, GSM-телефоны и смартфоны, которые мы в основном продаем, дешевеют от 5 до 10% ежегодно. Поэтому целесообразно расширять ассортимент за счет таких категорий, которые действительно востребованы и эффективны с точки зрения бизнеса. Розница МТС за три года работы доказала, что является не просто сетью салонов оператора, но полноценным мобильным ритейлером, где можно приобрести все последние решения. Мы увеличиваем продажи планшетов, нетбуков и ноутбуков, есть интерес к другим категориям товаров. В то же время как операторская розница мы должны максимизировать продажи тех видов товаров и услуг, которые увеличивают выручку оператора. Например, розничная сеть МТС подключает 90% всех услуг по мобильному интернету, год назад этот показатель составлял 70%. Также мы продаем кабельное ТВ и широкополосный доступ в интернет МТС.
Вопрос: Вы упомянули про финансовые услуги. Чего вы ждете от этого направления?
Ответ: Мы с оптимизмом смотрим на этот рынок, за последний год доход розницы МТС от этих сервисов вырос втрое. По итогам первого полугодия 2012 объем погашения банковских кредитов через наши офисы вырос почти в четыре раза. МТС первой из операторов запустила собственные кредитные карты "МТС Деньги" в прошлом году и уже в сентябре-октябре мы планируем оформить миллионную банковскую карту. Также мы кредитуем покупателей нашего оборудования в МТС-Банке.
Еще один проект МТС – развитие бесконтактных платежей по технологии NFC в рамках партнерского проекта с платежной системой MasterCard. Мы начали продажи sim карт с поддержкой NFC в мае, до конца года рассчитываем реализовать 250 тысяч таких sim-карт. В течение пяти лет рынок платежей по технологии NFC существенно вырастет, в России он может составить до 50 миллиардов рублей в год.
Вопрос: С точки зрения инфраструктуры ваши магазины готовы к приему NFC-платежей?
Ответ: Да, безусловно. Мы уже оборудовали почти 40 салонов в Москве и области терминалами, которые принимают оплату по технологии NFC. Наша цель - до конца года оснастить этим оборудованием все салоны в Москве и флагманские салоны в крупных городах России, где будут стартовать продажи sim-карт с поддержкой этой технологии.
Вопрос: Было бы вам интересно в среднесрочной или дальнесрочной перспективе продавать в своих салонах продукцию конкурентов МТС?
Ответ: Мы 100%-ая операторская сеть, и было бы странно продвигать в наших салонах услуги конкурентов. Независимые ритейлеры, расширяя ассортимент, получают большую выручку, но при этом маржинальность все-таки выше у операторских услуг.
Вопрос: То есть, вы не разделяете мнение экспертов, что монобренду будет тяжело развиваться дальше?
Ответ: Нет, я считаю, что рынок, наоборот, движется в сторону монобренда. За последние три-четыре года рынок сотового ритейла в России активно консолидировался, ушли все небольшие игроки, все операторы стали строить монобрендовые сети. Еще совсем недавно независимая розница существовала за счет продажи sim-карт, но сейчас этот рынок меняется: операторы делают ставку не на количество, а на качество подключаемых абонентов, а монетизировать качество возможно только в тандеме с оператором – за счет роста потребления услуг и ARPU абонентов. Мультибрендовые сети выступают партнерами по развитию операторских сетей или, например, расширяют линейку финансовых услуг, но это уже, скорее, не мобильная, а банковская розница.
Вопрос: Может ли введение принципа переносимости номера, который должен заработать в ближайшее время, стать таким стимулом?
Ответ: Думаю, нет. Введение MNP, скорее, усилит борьбу между операторскими сетями за удержание и развитие абонентов, но вряд ли будет способствовать изменениям на рынке операторской розницы.
Вопрос: Не так давно вы начали совместный проект с Samsung, по которому должны были построить несколько салонов. Есть ли у вас планы развивать это направление?
Ответ: Проект успешно развивается, на сегодняшний день мы уже открыли 900 из 2 тысяч специализированных зон Samsung внутри салонов МТС. Также вскоре будет открыт первый ко-брендовый салон, и мы продолжим наше сотрудничество в этом направлении. Samsung сейчас лидер на рынке, и сотрудничество интересно обеим сторонам. МТС получает более качественных абонентов, Samsung – хороший доступ в ритейл, эффективный канал продаж. Если говорить о других производителях, то там должна быть стратегическая цель. Мы ведем работу и с другими вендорами, но планы пока не готовы озвучить.
Елена Кудряшова, ПРАЙМ