Участники «круглого стола» обсудили основные проблемы, с которыми сталкиваются участники дорожного движения вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций из-за нарушений правил дорожного движения на железнодорожных переездах, а также предложили меры, которые необходимо принять на законодательном, административном и технологическом уровнях для предупреждения дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах.
По словам Александра Тишанина, с начала 2012 года на переездах сети железных дорог ОАО «РЖД» произошло 174 ДТП, что на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате число погибших составило 38 человек. Особую тревогу вызывают случаи столкновения автотранспорта с пассажирскими поездами. В текущем году зафиксировано 57 таких фактов, из которых 5 сопровождались сходом с рельсов железнодорожного подвижного состава.
Все указанные ДТП произошли по вине водителей автотранспортных средств, которые в нарушение Правил дорожного движения, выезжали на переезды при запрещающих показаниях автоматической сигнализации и закрытых шлагбаумах, либо из-за неисправности автотранспортного средства врезались в проходящий подвижной состав.
Как было отмечено участниками «круглого стола», существующие меры административного воздействия на водителей недостаточны. В настоящее время ответственность за нарушение правил проезда железнодорожного переезда в соответствии с ч. 1 ст.12.10 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа в размере 500 рублей или лишение права управления транспортными средствами сроком от 3 до 6 месяцев.
Для укрепления дисциплины со стороны водителей транспортных средств и эффективности мер по профилактике в области безопасности движения на железнодорожных переездах было предложено повысить размер административного штрафа, налагаемого на водителей за нарушения Правил дорожного движения в части проследования через железнодорожные переезды при запрещающих показаниях светофоров автоматической переездной сигнализации.
Кроме того, участники «круглого стола» обсудили вопросы текущего содержания и капитального ремонта железнодорожных переездов, их оснащения средствами фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения на железнодорожных переездах, а также мер физической защиты поездов от столкновения с автотранспортом.
Александр Тишанин рассказал об оснащении железнодорожных переездов противотаранными устройствами (ПТУ). В 2011 году они установлены и введены в опытную эксплуатацию на 7 железнодорожных переездах Октябрьской железной дороги, на участке скоростного сообщения Санкт-Петербург - Москва.
В 2012 году запланирована установка ПТУ еще на 26 железнодорожных переездах скоростного сообщения Санкт-Петербург – Бусловская.
Данные устройства предназначены для исключения несанкционированного выезда транспортных средств на железнодорожных переезд (перекрывают всю проезжую часть и могут выдержать удар движущегося объекта при скорости 40 км/ч до 20 тонн).
Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий ОАО «РЖД» проводится работа по модернизации железнодорожных переездов и оборудованию их современными предупредительными и заградительными устройствами. В 1 полугодии 2012 года проведен капитальный ремонт 45 переездов. На 69 объектах уложены резинотехнические настилы. Также проведены работы по улучшению энергоснабжения на 29 переездах и улучшению освещения на 44 переездах.
В то же время одних только усилий компании по предупреждению несанкционированного выезда автотранспорта на железнодорожные пути недостаточно.
Участниками «круглого стола» по итогам мероприятия принято решение подготовить обращение к федеральным органам власти о необходимости скорейшего решения проблемы безопасности на железнодорожных переездах, прежде всего, в части ответственности водителей за нарушения Правил дорожного движения при пересечении железных дорог.
***
На сети железных дорог ОАО «РЖД» эксплуатируется свыше 11 тысяч железнодорожных переездов, из которых 2,3 тысячи обслуживается работниками железнодорожного транспорта.