Рейтинг@Mail.ru
Россия должна использовать исторический шанс интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион - En+ - 16.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Микрофон для интервьюИнтервью

Россия должна использовать исторический шанс интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион - En+

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Вопрос: Какую роль саммит АТЭС-2012 может сыграть для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока?

Ответ: Наша страна традиционно воспринимается в мире, скорее, как часть Европы,  хотя почти две трети ее территории географически расположены в Азии. Перелет из Иркутска – неформальной столицы Восточной Сибири – в Пекин, столицу крупнейшей экономики Азии и второй по размеру экономики мира, растущей быстрыми темпами, занимает всего около двух часов. 

Россия привычно экономически ориентировалась на запад, активность на восточном направлении – в азиатско-тихоокеанском регионе – была низкой. При этом центр мировой экономической активности смещается с запада к нашим восточным границам. Европа сейчас находится в непростой экономической ситуации, которая вряд ли в ближайшее время разрешится, тогда как азиатские страны, и прежде всего Китай, продолжают расти высокими темпами, превращаясь в двигатель всей мировой экономики. 

Очевидно, что именно Азиатско-Тихоокеанский регион на ближайшие десятилетия станет ключевым регионом роста. Это открывает для России новые уникальные возможности, которые связаны, в первую очередь,  с развитием Восточной Сибири и Дальнего Востока и их полноценной экономической интеграцией в АТР.   

Россия уже начинает разворачиваться на Восток. Объем торговли с азиатскими соседями - Китаем, Японией, Южной Кореей - за последние 10 лет вырос в несколько раз. В прошлом году заработал нефтепровод, по которому российская нефть вышла на рынок Китая; в стадии обсуждения – строительство газопроводов в Китай и Корею. Российские компании участвуют в строительстве АЭС в Китае, а японские компании принимают активное участие в проектах на Сахалине. 

Однако возможностей для кооперации намного больше. Саммит во Владивостоке станет большой презентацией России как части азиатско-тихоокеанского содружества, на которой можно будет продемонстрировать гигантский потенциал Востока страны и наметить новые проекты для взаимовыгодного сотрудничества с АТР.  

Вопрос: У En+ пристальный взгляд на проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Какие отрасли Вы считаете наиболее привлекательными для бизнеса?

Ответ: Основные наши активы - ОК "Русал", "ЕвроСибЭнерго", "Союзметаллресурс", "Востсибуголь", "Тувинская горнорудная компания" и другие - расположены в Восточной Сибири, мы являемся ведущей индустриальной группой в регионе. Наши ключевые бизнесы – цветные металлы, энергетика, уголь, горнорудная промышленность, а также логистика.  У En+ есть новые проекты по добыче железной руды, меди, редкоземельных металлов, в металлургии и атомной энергетике.

Ключевой рынок для продажи продукции наших компаний и новых проектов – это АТР, а в особенности наши азиатские соседи - Китай, Южная Корея, ряд других государств.  Потребление ресурсов и продукции, которые производят компании En+, растет, это связано со стремительной индустриализацией и урбанизацией. Только в одном Китае за последние 7 лет из деревень в новые города переехали более 90 миллионов человек, а в ближайшие десять лет, по прогнозам, в новые города переедут еще 250 миллионов человек.  Это создаст гигантский спрос на ресурсы и продукцию, необходимую для строительства домов, дорог, создания соответствующей инфраструктуры и других атрибутов городской жизни. Китай уже сейчас потребляет более половины железной руды в мире, около половины добываемого угля, около 40% алюминия, никеля, меди и цинка и многих других металлов.   

Вопрос: Вы считаете, что политика Вашей компании совпадает с перспективами развития Востока России?

Россия располагает богатейшими ресурсами, продукция на основе которых может быть востребована на растущих азиатских рынках. Большая часть этих ресурсов расположена на Востоке страны. Философия En+ базируется на простой идее - построить мост между этими огромными разведанными и неразведанными ресурсами и гигантским азиатским спросом, чтобы привлечь инвестиции для развития сибирских проектов, развития Востока России.    

Крупные ресурсные проекты, ориентированные на рынки АТР, станут центрами новых экономических кластеров. За ними появятся предприятия более глубокой переработки, сервисы. В сочетании с инвестициями в инфраструктуру это превратит Восток России в одну из ключевых точек роста экономики.

До сих пор Россия практически не использовала те возможности развития экономики Востока страны, которые давал азиатский спрос. Сейчас основные поставщики ресурсов в Азию  – это Австралия, Бразилия и ЮАР, активно выходит на азиатские рынки Канада. Экспорт ресурсов в Азию формирует уже порядка четверти ВВП Австралии. Однако у ресурсов и продукции, произведенных на Востоке России, есть очевидное преимущество – географическая близость к новым рынкам сбыта. К примеру, если срок доставки грузов из Бразилии до Шанхая по морю составляет 35 дней, из Австралии – порядка 14 дней, то из порта Ванино – это 4-5 дней, а по железной дороге из Иркутска через Монголию - менее двух дней.

Вопрос: Какой объем инвестиций En+ планирует направить на проекты в Сибири и на Дальнем Востоке?

Ответ: Мы оцениваем приоритетные проекты наших компаний примерно в 25 миллиардов долларов на ближайшие 15-20 лет. Среди проектов - строительство алюминиевых заводов, предприятий металлургии, электростанций, разработка месторождений угля, железной руды, других ресурсов, развитие портовых мощностей. 

Вопрос: Предполагает ли En+ участвовать в новых проектах через альянсы с зарубежными компаниями?

Ответ: Безусловно. Мы планируем создавать стратегические альянсы с зарубежными, прежде всего азиатскими, партнерами. Мы заинтересованы в привлечении долгосрочного финансирования, получении новейших технологий и продвижении нашей продукции на рынках стран АТР. В идеале мы хотели бы иметь в каждом из наших бизнесов одного-двух стратегических партнеров из АТР, и будем стремиться к этому.

Компании En+ Group уже активно развивают подобные партнерства. Например, у "Русала" есть в Китае сбытовое СП с одной из крупнейших китайских индустриальных корпораций Norinco, у "ЕвроСибЭнерго" есть СП с крупнейшей китайской публичной гидроэнергетической компанией China Yangtze Power Co, в рамках которого мы намерены строить новых энергетические мощности на Востоке России.  Мы находимся в достаточно продвинутой стадии переговоров о создании СП для угольных проектов, обсуждаем и партнерство в логистике.  

Вопрос: Без сомнения, бизнес-проекты приведут к большему социальному и инфраструктурному развитию региона. Как вы считаете, кто должен взять на себя финансирование этих сфер?

Ответ: Ключевое препятствие для развития сотрудничества со странами АТР - неразвитость инфраструктуры, и частный бизнес вряд ли сможет решить эту проблему без участия государства. В первую очередь, небольшая пропускная способность железных дорог и портов. К примеру, пропускная способность Транссиба в направлении восточных портов  сейчас -  60 миллионов тонн в год, совокупная экспортная мощность всех портов Востока России – около 70 миллионов тонн в год. Для сравнения,  мощность одного Шанхайского порта – 600 миллионов тонн, почти в 10 раз больше! Для начала масштабных поставок продукции в страны АТР нужно как минимум удвоить текущую мощность. 

У нашей группы уже есть успешный пример взаимодействия с государством – комплексная программа развития Нижнего Приангарья, создания в Восточной Сибири нового крупного промышленного кластера. Основа программы - проект Богучанского  энергометаллургического объединения, включающий в себя достройку Богучанской ГЭС мощностью 3000 МВт и строительство алюминиевого завода, который будет одним из основных потребителей энергии ГЭС. Проект финансируется частными инвесторами – "Русалом" и "РусГидро", а государство финансирует строительство железных и автомобильных дорог, мостов, ЛЭП, по которым энергия ГЭС пойдет в энергосистему.

Не так давно Российская академия наук опубликовала исследование, посвященное  перспективам  развития Востока России в контексте процессов, происходящих в АТР.  По оценкам наших академиков, для развития региона и его полноценной интеграции в АТР необходимо инвестировать 600 миллиардов долларов. Две трети этой суммы составят инвестиции частных компаний, одну треть – необходимые инвестиции государства в инфраструктуру.

Любовь Мартынова, ПРАЙМ

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала