Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступил в силу 22 августа, и США содействовали этому процессу, растянувшемуся на 18 лет.
"В новых условиях вхождения России в ВТО американский бизнес, ограниченный в возможностях поправкой Джексона-Вэника, оказался в самом уязвимом положении, "в хвосте" у компаний из Евросоюза и Азии, теряя конкурентные преимущества. По сути, этой поправкой, которую давно надо было отменить и забыть, США сегодня наказывают сами себя", - сказал Мермельштейн в интервью РИА Новости.
По его словам, Россия, понижающая вдвое тарифы для 155 стран-членов ВТО, вправе установить более высокие ставки для американских компаний.
"В сложившихся новых реалиях европейские конкуренты, скорее всего, получат лучшие налоговые режимы в торговле с Россией. Это право правительства РФ определять рыночные преференции. Политическое недоверие между Вашингтоном и Москвой также играет не последнюю роль в мотивации российских властей", - считает консультант по вопросам инвестиций.
Поправка Джексона-Вэника была принята конгрессом в 1974 году и вводила ограничения на торговлю с СССР из-за отсутствия в Советском Союзе свободной эмиграции. С 1989 года США ежегодно вводили мораторий на действие поправки, однако конгресс официально ее не отменял. Администрация Барака Обамы продвигает полную отмену устаревших ограничений, хотя в конгрессе США намереваются увязать отмену поправки на принятие законопроекта о "списке Магнитского", который вводит экономические и визовые санкции в отношении российских чиновников, причастных, по мнению конгрессменов, к гибели аудитора Сергея Магнитского и другим нарушениям прав человека.
Сроки голосования по этим вопросам на Капитолийском холме пока не назначены.
"Почему западный взгляд на соблюдение прав человека позволяет нам работать с Китаем, с Саудовский Аравией и не позволяет работать с Россией? Это казус! Популярные политические инициативы США, касающиеся темы прав и свобод, идут вразрез с интересами бизнеса, который озабочен сохранением конкурентоспособности в мире и созданием рабочих мест в США", - считает Мермельштейн.
По его мнению, взаимный интерес деловых кругов США и России очевиден. Наиболее активными лоббистами благоприятного режима торговли с Россией считаются такие американские корпорации, как Alcoa, Boeing, BP America, Chevron Corporation, Dow Chemical, Pharmaceutical Research and Manufacturers of America (PhRMA), ExxonMobil, Ford Motor, General Electric, General Motors, International Paper.
"Почти каждый день я получаю запросы крупнейших американских компаний по поводу возможных инвестиций в Россию. Что я могу им сказать? Пока мы не закроем вопрос ограничительных режимов в отношение России, мы не сможем избавиться от груза недоверия, который придавливает активность торговли. Американцы хотели бы показать России свои лучшие достижения. Я вижу, что и российский бизнес хочет заявить о себе в США", - сказал эксперт.
Основные торговые партнеры РФ - Нидерланды и Китай - довели торговый оборот до более чем 42 миллиардов долларов в первом полугодии нынешнего года, в то время как крупнейшая в мире экономика США зафиксировала объем торговли на отметке в 14,6 миллиарда долларов, почти на уровне Республики Корея. На Россию приходится лишь около 1% американского экспорта, отметил эксперт.
"Мы не сдвинемся с мертвой точки в развитии торговли, если будут существовать "поправки" и "списки", которые абсолютно не решают ключевых проблем и никак не способствуют "демократизации России". Время начало работать против США", - считает Мермельштейн.