Вопрос: В этом году произошло знаковое событие- запуск БТС-2. Независима ли РФ от транзитеров?
Ответ: Вы абсолютно правы, с запуском БТС-2 произошло без преувеличения историческое событие, мы полностью устранили зависимость от транзитеров в сфере нефтепрокачки. Наличие этого маршрута - гарантия для наших грузоотправителей выполнения обязательств по транспорту нефти. В нашем распоряжении сегодня пять морских нефтяных терминалов в России, откуда танкерами нефть может идти в любую точку мира. Буквально на днях БТС-2 переведена из работы в формате пуско-наладки в работу в обычном режиме. Прокачка в этом году составит около 15 миллионов тонн.
Россия впервые получила профицит нефтепроводных мощностей, тогда как раньше, особенно в 90-е годы, они были дефицитными.
Вопрос: Но насколько это хорошо – профицит? Ведь простаивают мощности.
Ответ: Это поверхностное понимание ситуации. Мы можем теперь маневрировать ресурсами в разном направлении в разное время и таким образом, чтобы обеспечивать себе наиболее безопасные и выгодные условия деятельности. При нормальной, здоровой, развивающейся экономике профицит транспортных мощностей – это не зло, а благо.
Вопрос: Возможно снижение транзита российской нефти в Европу по нефтепроводу "Дружба"?
Ответ: Оценить, насколько может сократиться транзит российской нефти в Европу через третьи страны сложно с учетом того, что нефтяники принимают обязательства каждые три месяца с учетом нэтбэков. Отмечу, что ввод БТС- 2 не означает прекращения поставок нефти по традиционному маршруту - "Дружбе". Речь идет, в первую очередь, о переориентации нефтяных потоков для разгрузки направлений, работающих с превышением мощности по перевалке. Необходимо разгрузить порты Приморск и Новороссийск. Например, в Новороссийске некоторые объемы нефти будут заменены нефтепродуктами, которые станут разгружаться через терминалы "Грушовая" и «Шесхарис".
Вопрос: Вместе с тем, прецедент был - в начале лета произошел сбой экспорта нефти в Чехию из-за того, что нефтяники перенаправили объемы на БТС-2. Есть ли гарантии, что это не повторится?
Ответ: Давать гарантии очень сложно. Это была проблема компаний–владельцев нефти и трейдеров. "Транснефть", которая была некоторыми политиками и журналистами обвинена в намеренных действиях против транзита нефти в Чехию, не имела к этому никакого отношения. В условиях рынка могут возникать обстоятельства, при которых опять кому-то будут выгодны или невыгодны те или иные маршруты. Мы предоставляем техническую возможность по прокачке, а компании могут ею не воспользоваться. Чтобы избежать проблем, надо, чтобы регулирующие органы стран-потребителей создали систему, демпфирующую не совсем рыночные и фактически монопольные действия отдельных трейдеров. Пока таких действий не было.
Вопрос: Нефтепровод "Одесса-Броды" – сейчас конкурент российским маршрутам?
Ответ: Сам факт того, что по нефтепроводу "Одесса-Броды" за семь месяцев не прокачено ни одной тонны нефти, говорит о том, что решение о его запуске в аверс было поспешным. С экономической точки зрения длительное неиспользование дорогостоящей трубы, мягко говоря, недостаток, а может и серьезные затраты. Возможно, труба снова заработает в реверсном режиме. Я не буду прогнозировать, но наметки есть.
Вопрос: Переговоры о возобновлении реверса идут?
Ответ: "Транснефть" не может их вести, так как мы не являемся собственниками нефти. Я могу предположить, что такие переговоры возможны, потому что экономический интерес есть.
Вопрос: Как идет создание международного клуба нефтепроводных компаний?
Ответ: Нами и чешской компанией Мero принято принципиальное решение, к нам присоединилась словацкая Transpetrol. Идет разработка концептуальных положений клуба – структуры, органов управления, формы проведения мероприятий. В ближайшее время рассчитываем начать согласование проектов уставных документов. На этой неделе в Санкт-Петербурге пройдут наши переговоры с чехами, в том числе и по этому вопросу. Планируем до декабря согласовать учредительные документы, до конца года их подписать, чтобы с 1 января клуб заработал со штаб-квартирой в Праге.
Это будет неформальная дискуссионная площадка, площадка обмена информацией, контактов на уровне руководителей компаний. Никаких заметных финансовых расходов для участников членство в клубе не принесет. К нему могут присоединиться представители смежных отраслей, например производители труб. Кроме того, в список предполагаемых участников клуба могли бы войти, помимо ведущих нефтетранспортных компаний Европы, наши коллеги из Казахстана - АО "КазТрансОйл".
Вопрос: Как развиваются ваши отношения с Китаем? Китайская сторона своевременно расплачивается за нефть?
Ответ: Все сотрудничество сейчас ведется в штатном режиме – мы в плановом порядке поставляем нефть, Китай своевременно и полностью ее оплачивает. Разногласий по цене нет. Надеюсь, что эта стабильность сохранится на все время действия контракта.
Вопрос: Уже не стоит вопрос о досрочном погашении китайского кредита?
Ответ: Разногласия полностью урегулированы, договоренности соответствующим образом закреплены документально, так что вопрос о каких-либо мерах чрезвычайного характера не стоит. Все соглашения, включая кредитное, исполняются в обычном режиме.
Вопрос: Об увеличении трубопроводных поставок в КНР речи не идет?
Ответ: Китай заявлял об этом неоднократно. Вместе с тем, сейчас есть целый ряд факторов, которые не позволяют перевести пожелания наших партнеров в практическую плоскость. Отмечу лишь такие значимые из них, как проблему наличия свободных ресурсов, необходимость поставок нефти на НПЗ востока России. Исходя из того, что мы знаем о перспективах Восточной Сибири и Дальнего Востока, мы не видим возможности для транспортировки дополнительных ресурсов на Китай. Что касается предусмотренных контрактом 15 миллионов тонн в год, то мы их будем обеспечивать. Сегодня возможно оперативное увеличение поставок нефти в КНР только через порт Козьмино, китайские коллеги об этом проинформированы.
Вопрос: Можно ли считать замороженным проект строительства нефтепровода "Самсун - Джейхан"?
Ответ: "Транснефть" не ведет переговоров по нему, ничего, кроме соглашения о намерениях нет. Ситуация застопорилась на вопросе экономической целесообразности. В результате переговоров, которых было больше двадцати, мы предложили турецкой стороне рассчитать ТЭО, но пока никаких результатов не получили. Проработка данного вопроса "Транснефтью" показала экономическую непривлекательность маршрута. Скажем так - работы по этому проекту "законсервированы". При определенных условиях, конечно, он может быть актуализирован. Нефтепровод "Бургас-Александруполис" экономически наиболее оптимален, и мы от него не отказываемся.
Вопрос: Рассматриваются варианты прокладки трубы в Грецию в обход Болгарии?
Ответ: Официальной информации по этому проекту к нам не поступало, равно как экономических расчетов, либо вариантов технических решений. На данном этапе идея представляется довольно "сырой" и комментировать ее преждевременно. Но с учетом того, что ТЭО уже есть, вариант маршрута от болгарского Бургаса наиболее выгоден. В следующем году в Болгарии будут парламентские выборы, и ситуация может поменяться.
Вопрос: Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) сохраняет отставание в графике работ по расширению мощностей?
Ответ: В связи с недостаточными усилиями по проекту расширения, отставание составляет примерно шесть, а то и более месяцев. Очень надеемся, что это не скажется на конечных результатах работ и не приведет к удорожанию. Но практика показывает, что любые задержки в условиях инфляции ведут к удорожанию. Надеемся, что наши партнеры предпримут все усилия, чтобы войти в график. Есть рабочие разногласия, связанные в основном с институтом прикомандированных. Мы подчеркиваем необходимость того, чтобы иностранные сотрудники работали здесь с соблюдением местного трудового права, с заключением соответствующих договоров. Принципиальных разногласий между акционерами нет.
Вопрос: Стоимость работ составляет сейчас 5,4 миллиарда долларов? Почему в отчетах "Транснефти" значится цифра 5,6 миллиарда долларов?
Ответ: Имеется в виду резерв на случай непредвиденных расходов.
Вопрос: Вы будете участвовать в строительстве перемычки между двумя ветками "Дружбы" на территории Чехии и Германии?
Ответ: Проект строительства нефтепровода "Литвинов-Лёйне", который соединит южную и северную ветку нефтепровода «Дружба», включен в список приоритетных для Евросоюза. Речь идет о прокладке трубы длиной порядка 300 километров. В случае, если «Транснефти» будет предложено участие в реализации данного проекта, вопрос будет изучен на предмет экономической целесообразности.
Вопрос: "Зарубежнефть" планировала строить продуктопровод в Хорватии, который свяжет НПЗ в городе Брод в Боснии и Герцеговине с предприятием в хорватском городе Славонски-Брод. Вы рассматривали возможность участия в этом проекте?
Ответ: В "Транснефть" и ее дочерние общества данное предложение официально не поступало, поэтому возможность участия нами не рассматривалась.
Вопрос: "Транснефти" по-прежнему не интересна покупка белорусских трубопроводов?
Ответ: Дело в том, что на сегодня официальных предложений белорусской стороны о продаже этих активов мы не получали. Этот вопрос неоднократно обсуждался в СМИ, но до конкретных предложений дело не дошло. В случае их поступления, мы естественно будем их изучать совместно с государством, нашим основным акционером.
Вопрос: Известно ли вам о фактах переуступки экспортных квот нефтяниками в этом году?
В соответствии с постановлением правительства от марта 2011 года о правилах недискриминационного доступа к магистральным нефтепроводам, переуступка квот не предусмотрена. Их передача допускается лишь между производителями, входящими в один холдинг. Возможна лишь корректировка или уточнение в рамках утвержденного Минэнерго экспортного графика. "Транснефть" ведет транспортировку нефти в строгом соответствии с утвержденными графиками, никаких переуступок прав мы не допускали.
Вопрос: В связи со снижением тарифа на транзит российской нефти по маршруту Атасу-Алашанькоу кто-нибудь из нефтяников уведомлял вас о намерении выйти на это направление?
Ответ: Хотелось бы сначала дать некоторые пояснения по сути данной темы. Существует определенный порядок инициирования, рассмотрения и принятия решений по вопросам, связанным с транспортировкой нефти по тому или иному маршруту. Это сложный процесс, который требует времени и четко регламентируется рядом нормативных документов. К тому же в данном случае речь идет о трансграничных поставках. Так что, полагаю, было бы неверным ожидать начала практической работы столь сложного механизма на основании всего лишь сообщения в СМИ, пусть и широко растиражированного.
Вопрос: Оптимальна ли действующая система формирования экспортных графиков?
Ответ: Нас система формирования графиков экспорта нефти удовлетворяет.
Вопрос: Оправдал ли себя введенный в прошлом году формат "качай или плати"?
Ответ: Этот принцип является дисциплинирующим фактором, он позволяет максимально эффективно планировать грузопотоки и минимизировать потери при недозагрузке мощностей. Об этом свидетельствует практика его применения в течение 2012 года.
Вопрос: В целом, какие Вы сейчас видите перспективы для международного сотрудничества?
Ответ: Прорабатывается вопрос, связанный с экспортом технологий по линии нашей дочерней компании "Диаскан". Мы намерены вести пока тихую, но экспансию в этом направлении. В области диагностики трубопроводов "Транснефть" на передовых позициях, это факт. У нас целый ряд технологических достижений, которые вполне можно было бы предлагать на рынке. Существует серьезный и постоянно увеличивающийся интерес со стороны компаний из азиатских, арабских и европейских стран. Речь идет об использовании наших технологий в проектах за рубежом.
Вопрос: В каком направлении, на ваш взгляд, должна развиваться российская нефтяная отрасль?
Ответ: Задачи очевидны – укрепление и расширение ресурсной базы; повышение нефтеотдачи; углубление переработки; повышение качества нефтепроводов, не связанных с магистральными, находящимися в собственности нефтяников, и другие. Нам нужно уходить – и жизнь нас к этому подталкивает – из традиционных районов добычи в регионы, которые пока осваиваются мало и медленно, но в которых заключено будущее российской нефтянки. Система трубопроводного транспорта нуждается в постоянном обновлении и инвестировании средств, чтобы она не работала в режиме "после нас хоть потоп". Что касается "Транснефти", то мы вкладываем огромные финансовые, людские и технологические ресурсы в то, чтобы система поддерживалась и модернизировалась. По-другому нельзя.