ВНЕ УКРУПНЕНИЯ
Российские власти после ряда крупных авиакатастроф в прошлом году с небольшими перевозчиками приняли решение об укрупнении авиакомпаний, намереваясь запретить магистральные полеты тем, у кого в парке менее восьми судов вместимостью более 55 кресел. Но ФГУП "Камчатское авиапредприятие", самолет Ан-28 которого потерпел крушение в среду, под это ограничение не попадает. Условие допуска к регулярным перевозкам на местных маршрутах гораздо мягче - наличие трех самолетов вместимостью менее 55 кресел.
В парке камчатской авиакомпании было 16 воздушных судов, включая разбившееся в нескольких километрах от поселка Палана. Помимо Ан-28, это самолеты Ан-26, Ан-28, Як-40, Л410 и вертолеты. Вместимость всех этих воздушных судов - менее 55 пассажиров.
Ан?28 - многоцелевой легкий самолет короткого взлета и посадки с двумя газотурбинными двигателями, разработанный на базе Ан-14. Самолет совершил первый полет в 1969 году. Всего было построено 191 судно. Самолет предназначен для воздушных перевозок на короткие расстояния личного состава или грузов общей массой до 1,7 тысячи килограммов. Ан-28 может перевозить 18 пассажиров.
Следственный комитет назвал предварительные версии крушения Ан-28, унесшего жизни десяти человек: техническая неисправность, погодные условия и действия экипажа. Ранее управление на транспорте МВД по Дальневосточному федеральному округу сообщило, что камчатские транспортные полицейские уточняют полетные списки, проверяют информацию о предполетном инструктаже и медосвидетельствовании экипажа, а также опрашивают техников, непосредственно готовивших самолет к вылету. По факту крушения возбуждено уголовное дело. В свою очередь Ространснадзор сообщил, что с 2011 года было выявлено 17 нарушений у данной авиакомпании и выдано 10 предписаний.
БОРЬБА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ
Прошлый год стал поворотным в авиационной отрасли. После серии авиакатастроф летом 2011 года власти РФ заявили о необходимости сократить число авиакомпаний в стране и ужесточить требования к безопасности полетов. Росавиация по итогам проверок уже лишила сертификатов эксплуатанта целый ряд небольших авиакомпаний.
В частности, Минтранс предложил разрешить выполнять регулярные магистральные полеты только тем российским авиакомпаниям, в парке которых будет не менее восьми самолетов вместимостью более 55 кресел. При этом альтернативным условием допуска к регулярным перевозкам на местных линиях будет наличие трех самолетов вместимостью менее 55 кресел. Пока данный законопроект не одобрен.
Однако, в связи с возможными ограничениями, у небольших авиаперевозчиков могли бы возникнуть серьезные проблемы не только с рентабельностью перевозок, но и обновлением парка. В частности, многие авиакомпании не могут позволить себе купить самолет на 70-100 кресел, а многие из представителей иностранных воздушных судов данного класса не приспособлены к посадкам на неподготовленные аэродромы.
Для решения данной проблемы власти предложили субсидировать региональные перевозки и создать собственный региональный лайнер. Но пока такого нет, будет проходить ремоторизация действующих Ан-2 – "кукурузников".
Кроме того, Минтранс будет разрабатывать модель региональных авиаперевозок. При этом ведомство предложило для областных и краевых аэропортов с низкой интенсивностью полетов ввести минимальные требования по безопасности, соответствующие реальным угрозам, а также сформировать систему социально значимых услуг по авиаперевозкам и привлекать авиакомпании к таким перевозкам.
ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ
По мнению федеральных чиновников, уход от небольших авиакомпаний к крупным позволит улучшить транспортную безопасность на транспорте и сократить количество авиапроисшествий. Основной причиной, которая будет способствовать улучшению безопасности, власти называют однотипность парка воздушных судов авиакомпаний и их техническое обслуживание.
Предлагаемые меры по укрупнению российских авиакомпаний в борьбе за безопасность полетов неоднозначны, считает глава аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
"Однозначно заявлять (о том, что укрупнение позволит улучшить транспортную безопасность – ред.) не приходится. Создание крупных авиакомпаний – это обновление парка, обучение пилотов, а любое обновление имеет как плюсы, так и риски", - говорит Пантелеев.
Не существует универсального и моментального решения вопроса с транспортной безопасностью в авиации, считает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. По его мнению, необходимо планомерно выполнять все работы по обеспечению безопасности, которые есть в российском законодательстве, и в то же время последовательно совершенствовать само законодательство.