Рейтинг@Mail.ru
Что могут рассказать нам Кругман и Стиглиц - 16.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Что могут рассказать нам Кругман и Стиглиц

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Прошло пять лет с тех пор, как наступивший финансовый кризис нанес мощный удар по американской экономике, однако страна до сих пор не может выбраться из хронической безработицы. Уровень безработицы упорно держится выше 8%, однако на самом деле ситуация - еще хуже, чем кажется. Миллионы людей просто отказались от поисков работы, и эти люди больше не фигурируют в данных статистики. Долговременная безработица сохраняется на уровне, невиданном со времен Великой депрессии. Ситуация на рынке рабочей силы, куда приходит сегодня американская молодежь, - самая отвратительная за последние полвека, а, может быть, и дольше. Для долговременных безработных и для ищущих работу новичков столь длительное исключение из рядов трудовых ресурсов создает тяжелые последствия, отражающиеся как на их заработках, так и на их благосостоянии. И последствия эти сказываются не только на них. Мы все проиграли и продолжаем проигрывать из-за массового и продолжительного бездействия потенциально продуктивной рабочей силы.

Однако, Вашингтон занимает в этом вопросе нейтральную позицию. Даже хуже, чем нейтральную: он включил задний ход. Последние составляющие из пакета стимулов 2009 года постепенно сходят на нет, и первоначальный поток федеральной помощи уменьшился до тонкой "струйки". Если к началу будущего года нам не удастся прийти к соглашению, эта струйка превратится в гигантский обратный поток, так как истечет срок действия сокращения налогов на зарплату президента Барака Обамы и всех налоговых уменьшений Буша, и, соответственно, автоматически вступят в силу согласованные на предыдущих заседаниях сокращения расходов. Лидеры республиканцев уже грозят повторить прошлогоднее противостояние из-за предельной суммы задолженности. Между тем, власти штатов и власти на местах, которым запрещено длительное время иметь бюджетный дефицит, сталкиваются с укреплением сил, выступающих против увеличения расходов, в связи с чем они продолжают урезать помощь безработным и резко сокращают программы, которые предусматривают инвестиции в будущее страны. Одновременно они увольняют учителей и работников государственных предприятий. Без таких увольнений уровень безработицы в настоящее время составлял бы примерно 7%.

На этом фоне исключительно своевременной стала книга Пола Кругмана (Paul Krugman) «End This Depression Now!» (Немедленно покончить с этой депрессией!). С началом кризиса Кругман настойчиво и со все большим отчаянием утверждает, что Соединенные Штаты столкнулись не с обычной рецессией, а попали в «ликвидную ловушку». Поскольку процентные ставки уже упали на самое дно, обычные меры - такие, как дешевые кредиты, не работают; и в этих условиях рост государственных расходов должен сыграть центральную роль в увеличении слабого спроса. В противном случае попытки рядовых граждан расплатиться по долгам, которые вскрыл финансовый кризис, будут и дальше сдерживать экономику.

По мнению Кругмана, все это еще более прискорбно, так как данную ситуацию вполне можно было предотвратить. Он утверждает, что нам известно, как надо действовать в таком случае. Необходимо увеличивать государственные расходы и ясно дать понять, что рост денежной массы продолжится до тех пор, пока экономика не восстановится в полной мере. Кругман выступает за увеличение федеральной помощи штатам и местным органам власти, а также за активные действия по снижению частной ипотечной задолженности. Он также заявляет, что Федеральная резервная система слишком робко повышает целевые показатели по инфляции, а это отнюдь не помогает прогнозам роста. К сожалению, пишет Кругман,

… мы не пользуемся имеющимися у нас знаниями, потому что слишком большое количество важных людей – политиков, общественных деятелей, а также широкие массы пишущей и говорящей братии, определяющие традиционный образ мыслей и общепринятую точку зрения – по самым разным причинам предпочитают забыть уроки истории и выводы экономического анализа нескольких поколений. И на смену этих потом и кровью полученным знаниям приходят удобные с идеологической и политической точки зрения предрассудки.

Кругман говорит о таких предрассудках безжалостно и одновременно с юмором. На раннем этапе кризиса он начал писать о «сказке доверия», сочиненной ястребами от дефицита. Эта сказка гласит, что эффективные меры борьбы с дефицитом приведут к росту доверия инвесторов, а следовательно - к росту экономики. Он также отвергал представление о том, что бдительные инвесторы, протестующие против кредитно-денежной политики Вашингтона и ставшие стандартной темой передовиц Wall Street Journal, будут требовать от США повышения процентных ставок по кредитам, если страна не сократит немедленно и решительно свой дефицит. Однако, свое самое мощное презрение он припас для тех, кто прогнозировал, что политика экономического роста приведет к критической инфляции. По его словам, это была «призрачная угроза». Из-за слабого спроса и очень низких процентных ставок банки с неохотой дают деньги в долг. А без таких займов и появляющегося в результате экономического роста, утверждает Кругман, увеличения инфляции произойти просто не может.

Спустя несколько лет данные утверждения Кругмана полностью подтвердились. Дефицит в США остается на высоком уровне, что объясняется, в основном, не мерами стимулирования 2009 года, а экономическим спадом и той политикой, которая ему предшествовала. Однако резкого скачка процентных ставок не произошло; напротив, они остаются на рекордно низком уровне. Бдительных инвесторов, продающих акции, и бешеной инфляции как-то не видно. В тех странах, которые добровольно пошли на резкое сокращение расходов и затягивание поясов, например, в Британии и в прибалтийских Эстонии и Латвии, экономические показатели совершенно не впечатляют. Кругман терпеливо отстаивает свою точку зрения о том, что замедление инвестиций и картина безработицы в разных секторах экономики вновь и вновь указывают на недостаток спроса как на главную проблему. И наоборот: нет практически никаких доказательств постоянно меняющихся заявлений консерваторов о зарождающейся инфляции, о нервозности бизнеса из-за неопределенности нормативно-регулирующей практики и о резком ухудшении качества американской рабочей силы.

Однако, совершенно очевидно, что с этим не согласны те, кто определяет экономическую политику Вашингтона – и это очень сильно расстраивает Кругмана. Он жалуется на то, что экономическая и политическая элита Америки все больше отдаляется от нужд и забот простых американцев. Кругман пишет:

У семей со средними доходами при сокращении государственного регулирования экономики даже до кризиса заработки увеличивались весьма скромно, причем, достигалось это не за счет роста заработной платы, а за счет увеличения продолжительности рабочего дня.

Однако, для небольшого, но очень влиятельного меньшинства эпоха отказа от государственного регулирования в сфере финансов и увеличения долгов стала периодом необыкновенного роста доходов. Безусловно, это важная причина, по которой мало кто желает прислушиваться к предостережениям по поводу курса движения экономики.

К обвинительному заключению Кругмана присоединяется другой нобелевский лауреат и экономист Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz). Он еще более категоричен, чем Кругман. В своих аргументах, которые во многом совпадают с точкой зрения участников движения «Захвати Уолл-Стрит», Стиглиц настаивает, что огромная и постоянно расширяющаяся пропасть между самым богатым одним процентом и «остальными 99 процентами» - это лишь одна проблема из многих, но она является определяющей характеристикой нашей крайне нездоровой экономики. Да, мы - самая богатая нация в мире; но у нас уровень бедности - выше, а степень социальной мобильности разных поколений - ниже, чем в других богатых странах. В остальном наша модель просто чудовищна. Мы намного больше других выбрасываем в атмосферу углекислого газа и расходуем воды в расчете на душу населения. Мы гораздо больше других тратим на здравоохранение, и в то же время, десятки миллионов людей не имеют медицинской страховки, и уровень их медицинского обслуживания в лучшем случае весьма посредственный.

По мнению Стиглица, причина - в том, что хваленый американский рынок подорван. А причина такой дисфункции, утверждает он, заключается в том, что нашу экономику разоряют рыночные льготы, разработанные на политической основе. Речь здесь идет об особых сделках, которые Стиглиц называет термином, знакомым экономистам – «погоня за рентой». Он имеет в виду экономическую прибыль, которая выше обычного рыночного уровня, и которая возникает благодаря предпочтительному политическому отношению. В его книге «The Price of Inequality» (Цена неравенства) есть очень мощные моменты, когда он пишет о вопиющих налоговых и прочих послаблениях для крупных сельскохозяйственных и энергетических компаний, а также для бесчисленного множества других секторов. Вместе с тем, он подчеркивает, что та погоня за рентой, которая стала бичом для нашей экономики, принимает более утонченные формы, также знакомые экономистам. Речь здесь - об «отрицательных внешних эффектах», или о тех издержках, которыми экономические производители облагают общество, сами при этом не неся никаких затрат.

Колоссальные прибыли энергетической отрасли, например, объясняются в основном тем, что регулирующие органы так и не смогли в полной мере зафиксировать и остановить социальные и экономические издержки, связанные с деградацией окружающей среды, включая климатические изменения. Аналогичным образом, все более агрессивная деятельность Уолл-Стрит – будь то реклама ненадежных ипотечных кредитов, чрезмерное применение заемных средств или безответственное использование производных финансовых инструментов – создает колоссальные риски для экономики в целом. Однако эти риски почти не учитываются при формировании цен на финансовых рынках. Без эффективного регулирования затраты будем нести мы все – причем, главный удар придется на те многомиллионные массы людей, которые лишились работы.

Искоренение этой и прочих форм погони за рентой поможет повысить эффективность и качество, и Стиглиц предлагает обширный список идей по поводу реформ. Здесь и жесткое регулирование финансовых рынков, и более эффективные антимонопольные законы. Однако с наибольшей страстью он пишет о необходимости политических реформ. Стиглиц отмечает: либо находящиеся наверху осознают, что должны произойти перемены, либо те народные восстания, которые захлестнули страны Ближнего Востока, придут на территорию США. Он пишет:

Во многом наша страна сегодня похожа на эти неспокойные места, поскольку она обслуживает интересы крохотной элиты. У нас есть большое преимущество, так как мы живем в демократическом государстве. Но эта демократия все чаще не отражает интересы большинства населения.

Самая поразительная особенность этих двух книг лауреатов Нобелевской премии состоит в том, что особый упор в них делается на политику. Экономисты традиционно настаивали на главенстве экономических факторов. Так, исследуя усиливающееся неравенство, они сосредотачивали свое внимание на экономических характеристиках - таких, как перемены в торговле и технологиях. И лишь в последние годы (отчасти благодаря настоятельным требованиям бунтарей типа Кругмана и Стиглица) произошел разворот в сторону политики, объясняющий конкретные экономические проблемы Америки. Такая переориентация возвращает экономику обратно к ее истокам, и она вновь превращается в науку под названием политическая экономия.

Нет никаких сомнений в том, что политическая экономия США на протяжении жизни сегодняшнего поколения претерпела весьма драматические изменения. Пожалуй, самой фундаментальной является та трансформация, которую Кругман и Стиглиц считают само собой разумеющейся и поэтому едва упоминают. Речь идет об огромных сдвигах в силе влияния бизнеса и труда. Резкое ослабление профсоюзов за пределами государственного сектора (где они оказываются в наиболее сложном положении) повлияло не только на власть работников, позволяющую им отстаивать свои интересы, и на вознаграждение работникам за труд. Оно также в целом серьезно ухудшило позиции главной организованной силы, лучше всех способной защищать наименее состоятельных американцев на политической арене.

Такой дисбаланс еще больше усиливается из-за постоянно увеличивающегося притока денег в американскую политику. Он наглядно дал о себе знать во время нынешней президентской гонки, когда суд принял решение, получившее название «Citizens United» (Это принятое в 2010 году и вызвавшее недовольство граждан решение позволило корпорациям наравне с физическими лицами тратить неограниченные суммы на поддержку кандидатов в ходе предвыборной кампании – прим. перев.). Комментаторы задаются вопросом о том, сумеет ли президент Обама удержаться на занятых позициях в условиях состязания денег, появившегося в результате. Влияние крупных доноров и весьма пристрастных в партийном плане сторонних группировок будет не менее мощным. В общенациональной битве за контроль над Конгрессом - и особенно над Палатой представителей - наверняка появится перекос в пользу республиканцев. Подобно президентской гонке, борьба за Конгресс вполне может установить новый рекорд по затраченным суммам, особенно - по сохранению контроля Великой старой партии в Палате представителей.

Более того, денежные пожертвования на избирательную кампанию - это лишь незначительная часть политических расходов. Организованная энергия корпораций и богатых американцев влияет на все аспекты американского государственного управления. А усилия в этой области весьма разнообразны. Это и прямое лоббирование политических деятелей; и попытки формирования общественного мнения широких народных масс и элиты; и многолетние усилия консервативных активистов по созданию такого большинства в Верховном суде, которое более деятельно продвигало бы экономические планы в интересах бизнеса; и тщательно спланированное использование налогово-бюджетных кризисов в разных штатах для проведения лобовой атаки на профсоюзы в государственной сфере.

Для Республиканской партии результатом нового соотношения организованной силы стала радикализация. Те экономические круги, которые поддерживают Великую старую партию, обладают огромными средствами – и активно делятся ими с республиканцами. Доноры добиваются огромных успехов в деле создания организаций, формирующих и проводящих в жизнь крайне правую повестку. Среди них - общественная организация Гровера Норквиста (Grover Norquist) «Американцы за налоговую реформу» (Americans for Tax Reform), влиятельные аналитические центры типа Heritage Foundation, а также лоббистские организации на уровне штатов - такие, как Американский законодательный совет (American Legislative Exchange Council), финансируемый консервативными мультимиллиардерами Чарльзом и Дэвидом Кохами (Charles, David Koch). Этот марш в правом направлении начался уже давно, а усиление Движения чаепития его ускорило. Данное движение и само пользуется поддержкой некоторых из вышеупомянутых организаций.

А на противоположной стороне - совсем другая история. В то время, как меняющийся баланс денег и организационных сил подталкивает республиканцев к усилению консервативности, для демократов он создает противоречивые стимулы. Они по-прежнему полагаются на свою традиционную, но ослабевающую со временем базу профсоюзов. Вместе с тем, они с возрастающим успехом (по крайней мере, до недавнего времени) создают для себя источники финансовой поддержки в симпатизирующих им корпоративных кругах. Сегодня, когда индустрия финансов снова повернулась в сторону Великой старой партии, легко забыть о том, что в 2000-х годах активная «дойка» Уолл-Стрит позволила демократам приблизиться к финансовому паритету с республиканцами. Но в отличие от Республиканской партии, где умеренные силы практически исчезли, некоторые важные группы в рядах политиков-демократов сознательно называют себя центристами (обычно это те, кто активно добивается поддержки бизнеса). В результате демократам приходится исполнять весьма неуклюжий танец, лавируя между умеренным популизмом и дискредитировавшим себя центризмом, что часто вносит раскол в партийные ряды и наносит ущерб их сигналам и идеям.

Тревожные последствия этих двух усиливающихся дисбалансов – между богатыми и остальными, между конфликтующей Демократической партией и более единой и агрессивной Великой старой партией – усугубляются из-за недомогания политических институтов Америки. Наша конституция создавалась таким образом, чтобы сделать компромисс необходимым в силу разделения ветвей власти, и одновременно облегчить достижение такого компромисса, лишив отдельных политиков возможности срастания в заскорузлые блоки. Но когда Джеймс Мэдисон (James Madison) писал своего «Федералиста №10», он не мог предвидеть колоссального усиления партийной приверженности и пристрастности политики, приводимой в действие деньгами, и возникновения флибустьерства в Сенате, тормозящего принятие законов и превратившего такую тактику в рутинный метод работы обструкционистского меньшинства. Необходимость достижения компромисса по-прежнему сохраняет свою силу. Однако те элементы, что предназначены для достижения компромисса (а это сроки полномочий с временным сдвигом, а также зависимость политиков от вполне конкретных групп избирателей), работают сегодня весьма ненадежно. Результатом этого стал не только политический тупик (особенно - со стороны республиканцев), но и некая форма конфликта с нулевым итогом, когда любому действию, способному помочь противоположной партии, необходимо жестко противостоять. Такое обездвиживание и окопная война укрепляют все те силы, что подталкивают страну к еще большему неравенству. Во-первых, неспособное действовать государство не имеет возможности реагировать на деструктивные экономические перемены. Это важная составляющая истории о недавних финансовых бесчинствах, когда влиятельные круги практически загнали в тупик усилия по адаптации финансовых норм и правил к быстро развивающимся рынкам. Во-вторых, тупиковая ситуация и непрекращающиеся пререкания вызывают отвращение и отчуждение у избирателей. Все это создает неразбериху, усиливает недоверие и разочарование. А когда рядовые избиратели опускают планку своего прицела или отключаются от избирательных процессов, они уступают политические позиции хорошо организованным активистам и группам лиц с особыми экономическими интересами.

И наконец, тупиковая ситуация затуманивает контуры ответственности и подотчетности, облегчая политикам отход от приоритетов избирателей. В парламентских демократиях избиратели довольно легко могут наказать или вознаградить политиков. Та партия или коалиция, которая находится у власти - от премьер-министра до заднескамеечников - должна нести ответственность. Но в Соединенных Штатах найти ответственных намного труднее, особенно - сегодня, когда партии в Сенате нужно, как минимум, шестьдесят голосов для преодоления вездесущей парламентской обструкции. Республиканские лидеры знают, что именно на президента и его партию возложат основную долю вины за слабые экономические показатели, пусть даже главным препятствием на пути президентской политики является сопротивление консервативных республиканцев, использующих тактику выжженной земли.

Материал предоставлен Иносми.ру.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала