Вопрос: Эдхам Шукриевич, вы несколько лет работали первым заместителем губернатора Красноярского края, председателем правительства края, исполняли обязанности главы региона. Как возникла идея покинуть пост главы правительства и пойти на выборы мэра?
Ответ: Решение о том, чтобы принять участие в выборах Главы города созрело давно. Оно осмыслено. Подобные решения нельзя принимать импульсивно. Тем более, если эти решения касаются такого большого города как Красноярск.
У заместителя губернатора работа связана с функционированием правительства края, с большим масштабом, при этом в ее рамках зачастую не видишь конкретных итогов реализации того, чем ты занимаешься. Работа главы города, я бы сказал, более детализированная, но тем она и интереснее.
ПРИОРИТЕТЫ - ТРАНСПОРТ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Вопрос: Для Красноярска один из самых непростых вопросов - перспективы строительства метро. Как сейчас обстоит дело с созданием городского метрополитена?
Ответ: На сегодняшний день объект находится в стадии консервации, но это не значит, что метрополитеном не стоит заниматься. Более того, в растущем городе, каким является Красноярск, необходимо создать надежную систему внеуличного транспорта. К таким видам транспорта относится метрополитен, современный трамвай. Ко мне обратились ученые с предложением рассмотреть вопрос канатных дорог над городом. Все это подтверждает, что в городе должен быть внеуличный транспорт. Какой? Предстоит решить.
Если мы метро строили, значит, надо продолжать эту работу. Мы не сможем сейчас создать разветвленную сеть, состоящую из десятков линий метро, это потребует гигантских ресурсов. Но мы можем создать метрополитен, который будет состыкован с другими видами транспорта.
Вопрос: В советские годы Красноярск развивался, в первую очередь, как крупный промышленный центр - не только цветной металлургии, но и обрабатывающей и пищевой отраслей. После 1990-х большинство предприятий в городе остановились. Каковы шансы возродить эти предприятия?
Ответ: Какие-то предприятия из тех, что исчезли, могли существовать только при плановой экономике, потому что не имели надежной сырьевой базы и надежного рынка сбыта своей продукции, что очень важно в условиях рыночной экономики. Какие-то - продолжают успешно работать, особенно предприятия, созданные в рамках так называемых территориально-производственных комплексов. Была такая аббревиатура «ТПК» в период 70-80 годов. В частности, Красноярский алюминиевый завод, Красноярская ГЭС, глиноземный комбинат в Ачинске – все это территориально-производственный комплекс. Жизнь показала, что создание ТПК - это был правильный путь.
Да, на сегодняшний день эти производства, ориентированные на первичную переработку природного сырья, нас не могут устроить, в первую очередь, исходя из экологических требований, но мы должны понимать, что запасы минерального сырья, которые находятся на территории нашего края, - это богатство жителей региона, наше преимущество, которого нет у других регионов, других стран. Поэтому глупо отказываться от нашего богатства. Экономика края и экономика Красноярска должны базироваться в значительной степени на работе традиционных отраслей.
При этом очень важно: тот промышленный базис, который был создан в Красноярске, должен продолжать работать, совершенствоваться - с точки зрения производительности труда, глубины переработки, экологии и технологии. Но этот базис должен и дополняться, должны появляться новые предприятия с современными условиями труда. Суть их появления, в первую очередь, - кооперация с уже существующими предприятиями "Норильского никеля", РУСАЛа, золотодобывающими предприятиями, предприятиями нефтедобычи, нефтепереработки, энергетики, а также - ориентация на внутренний потребительский спрос. В моем понимании, основной путь развития для Красноярска – формирование современного промышленного центра. Подчеркиваю, современного, отвечающего требованиям даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Ориентироваться надо на будущее.
Вопрос: В этом плане очень яркий пример – история с потенциальным строительством Енисейского ферромарганцевого завода в пригороде Красноярска. Заявлены были масштабные инвестиции, а проработка всей технической документации, особенно по экологии, сделала проект нежизнеспособным. Не жалеете, что город практически упустил для себя этот проект?
Ответ: Нужно делать правильные выводы из того, что произошло – горожане голосуют за чистые технологии. Новая промышленность должна быть современной, а значит, в первую очередь, экологически безопасной. Я уверен, что будут новые проекты, новые предложения. Но и инвесторы, и власть должны учитывать мнение людей.
НЕТ ПРОБЛЕМЫ МИГРАНТОВ, ЕСТЬ ПРОБЛЕМА АНКЛАВОВ
Вопрос: Насколько остро стоит для Красноярска вопрос трудовой миграции из Средней Азии, Китая?
Ответ: Официально квоты на привлечение иностранной рабочей силы по Красноярску ежегодно составляют около 13,5 тысяч человек - это те, кто должен приехать в город по заявкам работодателей. Реальное количество людей, которые находятся в городе и не являются гражданами РФ, значительно больше. По моим оценкам, это более 30 тысяч человек. Давайте задумаемся, где работают эти люди. Ну, во-первых, в строительстве, и этому есть объяснение. Недавно я встречался с одним из застройщиков, который рассказал, что у него на отдельных видах работ заняты граждане Северной Кореи, потому что их производительность труда в три раза выше, чем у российского работника.
Вопрос: То есть, тут основная причина - не дешевизна рабочей силы, а именно производительность?
Ответ: Работодатели мне говорят именно о производительности. Понимаете, хорошего каменщика сейчас нанимают за любые деньги, потому что это дефицитная специальность.
Миграция - это нормальный экономический процесс. И для рыночной экономики, и для тоталитарной. Во время войны характерным является такой процесс как эвакуация. Это тоже миграция. Красноярск прошел все три этапа миграции - и война была, и НКВД, теперь рабочую силу к нам влечет экономика. Красноярск сформировался таким, каков он есть, не только благодаря коренному населению. В начале прошлого века население города составляло всего около 40 тысяч человек. Теперь нас уже миллион. И те люди, которые приезжали в наш город в силу разных причин и оставались здесь жить, тоже внесли огромный вклад в развитие Красноярска.
Так что, проблема не в миграции. Есть проблема анклавного расселения, которую мы не можем допускать. Потому что появление анклавов неизбежно приводит к противопоставлению одних людей другим. Красноярск же - толерантный город, интернациональный, уважительно относящийся ко всем его жителям. Но и те, кто к нам приезжает, должны понимать: здесь есть законы, традиции, порядки, культура, правила поведения, которые должны соблюдаться всеми.
Вопрос: У вас есть готовый рецепт борьбы с анклавами? Не принудительно же их расселять...
Ответ: Анклавы формируют продовольственные и промтоварные рынки. Посмотрите, что у нас творится на правобережье - на улицах 26 Бакинских комиссаров, Глинки. Люди расселяются поближе к своему месту работы. Но это нерациональные рабочие места. По большому счету, рынки уже не пользуются тем спросом со стороны красноярцев, как это было ранее. Поэтому нужды в таком количестве рынков нет. В свою очередь, где находятся рынки? На месте бывших предприятий, о которых мы говорили. Заводов уже нет, но там осталась земля, мощности по электро- и теплоснабжению, железнодорожные тупики, автодороги. Давайте возрождать там производство.
Вопрос: Как вы считаете, когда снизится число рынков? Будет ли мэрия влиять на этот процесс?
Ответ: Мы будем менять нормы законодательства, ориентированные на взимание земельных платежей, стимулируя более эффективное использование городской территории. Будем вводить повышенные дополнительные ставки в случае, если зонирование, предусмотренное генпланом города, не исполняется. Земельные платежи во всех странах -это мощный фактор, который заставляет двигаться в нужном для города направлении. С помощью этого рычага, например, можно избавиться и от долгостроев. Если горожане, приняли определенный генплан и считают, что город должен развиваться в этом направлении, все обязаны считаться с таким решением.
Вопрос: Года четыре назад активно велись разговоры о создании Красноярской агломерации, было много круглых столов на эту тему, форумов, совещаний. Для ускорения создания агломерации была создана госкорпорация «Красноярск 2020». В какой стадии проект сейчас?
Ответ: Красноярская агломерация существует реально, вне зависимости от административно-правовой формы этого явления. Люди из Железногорска, Сосновоборска, Дивногорска, Емельяново едут на работу в Красноярск, кто-то едет из Красноярска в Дивногорск, Емельяново. Агломерация живет, а Красноярск с ее развитием капитализирует себя. Появляются проекты, которые возможны только при взаимодействии муниципалитетов. Власти края ведут работу по развитию агломерации через социально-экономические программы с участием города, районов.
Вопрос: Существует ли, по вашему мнению, необходимость в расширении границ города для размещения новых жилых районов, производств?
Ответ: Не вижу в этом насущной необходимости. Ничего не мешает за пределами города создавать жилые районы, поселки, в которых будут жить, в том числе, и красноярцы. Но расширение границ города - не самая насущная проблема.
СТО ДНЕЙ У ВЛАСТИ: ВРЕМЯ ДИНАМИЧНОГО РАЗБЕГА
Вопрос: В последний год на федеральном уровне обсуждается особая программа развития Сибири и Дальнего Востока, звучат идеи от суперльготного налогообложения и до введения прямого президентского правления. По оценкам некоторых красноярских политиков и экспертов, если такая программа будет принята, то именно Красноярск должен стать главным центром развития востока страны. Каково ваше мнение?
Ответ: Я считаю, что, конечно же, Сибирь и Дальний Восток должны развиваться в особых экономических условиях. Государство должно создавать стимулы, чтобы здесь развивалась экономика, инфраструктура, создавались населенные пункты. В свое время царское правительство строило здесь железную дорогу, думая не об окупаемости, а о геополитических интересах. Столыпин переселял людей в Сибирь, создавая преференции, выплачивая большие "подъемные". Эту работу продолжало Советское правительство, развивая промышленность, энергетику. Всегда было понимание, что в развитие Сибири надо вкладывать самые серьезные государственные ресурсы.
Сибирь не может равняться по своим возможностям с европейской частью страны, где совсем другая демографическая ситуация, другая транспортная инфраструктура. У нас нет стольких населенных пунктов, дорог, аэропортов и так далее. Но Сибирь будет развиваться, и, конечно же, хотелось бы, чтобы центром этого развития стал Красноярск. Чтобы наш город был привлекателен для деловой активности, да и просто для жизни людей.
Вопрос: Говоря о новых губернаторах, мэрах, принято подводить итоги первых ста дней их работы. Де-факто вы уже с декабря 2011 года исполняете обязанности мэра. Но если вести отсчет от инаугурации, то ваши первые сто дней закончатся 26 сентября. Можно ли будет говорить о каких-то конкретных шагах, сделанных за это время?
Ответ: Отчитываться, декларировать какие-то результаты, нужно постоянно. В противном случае сложно и самому оценить, насколько эффективно работаешь. В сентябре завершается подготовка к отопительному сезону, к новому учебному году подготовлены школы города. Проведен ремонт зданий, в том числе и капитальный, в ряде школ обустроены современные спортивные школьные дворы, которыми смогут пользоваться не только учащиеся, но и все жители близлежащих микрорайонов. Приступаем ко второму этапу озеленения города. Будут заложены несколько новых скверов и парков. Планируется, что до конца этого года в эксплуатацию будут сданы восемь новых детских садов.
Особое внимание сейчас уделяется работе над проектом бюджета города на 2013-2015 годы. Этот проект будет несколько отличаться от тех, что были до сих пор. Среди бюджетных приоритетов - строительство жилья для работников бюджетной сферы, проектирование и в дальнейшем строительство новой крупной детской больницы на 750 мест. Это будет новый больничный комплекс уровня ХХI века. Такого уровня как наши федеральные центр сердечно-сосудистой хирургии, перинатальный центр, строящийся онкологический центр - и с сопоставимым финансированием. Мы должны будем приступить к строительству этого комплекса уже в конце 2013 года, чтобы в течение 2-2,5 лет завершить эту работу.
Поэтому сто дней моей работы мэром я вижу не как почивание на лаврах, на достигнутых результатах, а как динамичный разбег с четким пониманием тех шагов, которые предстоит сделать в ближайшие годы.
Вопрос: На сколько сроков в должности мэра вы рассчитываете?
Ответ: Это уже жизнь покажет. Важнее, на мой взгляд, другое. В городе назрели серьезнейшие проекты, диапазон реализации которых выходит за 10-15 лет. И я намерен приступить к их реализации вне зависимости от того, кто будет их завершать: я или кто-то другой.