МОСКВА, 23 сен – ПРАЙМ. Поисковая система "Яндекс", анонсированная 23 сентября 1997 года, отмечает в воскресенье свое 15-летие. За это время она успела превратиться из обычного поисковика в крупнейший российский интернет-ресурс с большим числом дополнительных сервисов.
Впервые поисковая система "Яндекс" была представлена на выставке Softool в Москве. Она учитывала морфологию русского языка и расстояние между словами, а также умела ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу – удивительные технологии по тем временам.
Изначально поисковик развивался в рамках компании CompTek, основанной нынешним генеральным директором "Яндекса" Аркадием Воложем и продававшей персональные компьютеры. В 2000 году акционеры CompTek выделили поиск в отдельный бизнес, основав компанию "Яндекс", которая и занимается в настоящий момент развитием поисковой системы.
К моменту основания компании поисковая система уже два года как пыталась заработать деньги - контекстная реклама на сайте "Яндекса" впервые появилась в 1998 году. В 2001 году компания запустила "Яндекс.Директ" - систему автоматического размещения контекстной рекламы, а уже в августе 2002 года "Яндекс" вышел на самоокупаемость – на полгода раньше запланированного срока.
ГЛАВНЫЙ ВЫЗОВ
Почти девять лет с момента создания "Яндекс" конкурировал только с местными игроками, однако в 2006 году все изменилось: в России начала работу компания Google, владеющая одноименной поисковой системой – крупнейшей в мире. Сильный конкурент вынудил "Яндекс" активнее развивать качество поиска. Одним из последствий этих усилий стал выпущенный в 2009 году "Матрикснет" - новый метод машинного обучения, учитывающий при поиске большее, чем раньше, число факторов и их комбинаций. Как утверждают разработчики, это позволило совершить качественный скачок в работе поисковика. В том же году была внедрена технология "Спектр", позволяющая учитывать потребности пользователей, которые не были явно сформулированы в запросе.
Усилия "Яндекса" не пропали даром. Google, выходя на рынки разных стран, постепенно становилась на них лидером, сминая местных игроков, однако Россия является одной из немногих стран, где лидерство на поисковом рынке удерживает именно местный игрок – на долю "Яндекса" приходится сейчас большая часть всех поисковых запросов.
Впрочем, Google постепенно отвоевывает себе место на российском рынке. Согласно статистике LiveInternet, в марте и феврале 2011 года доля "Яндекса" составляла 65%, а в марте 2012 года она сократилась до 59,4% и в последующие месяцы стабилизировалась на уровне 60,5%. При этом Google увеличил свою долю с 21,6% в январе 2011 года до 26,6% в августе 2012 года. Кроме того, Google обрабатывает большую часть запросов поисковика компании Mail.Ru Group и там же демонстрирует свою контекстную рекламу.
Доля на поисковом рынке и количество пользователей влияют на основной источник дохода "Яндекса" - на выручку от контекстной рекламы. Этот показатель в бизнесе "Яндекса" растет, но в последнее время ненамного опережает рост рынка в целом. Так, согласно оценке объемов рынка Ассоциации коммуникационных агентств России, средний ежеквартальный рост доходов "Яндекса" от контекстной рекламы за последние шесть кварталов всего на 0,3 п.п. опережал рост всего рынка. При этом если "Яндекс" ожидал роста выручки в 2011 году на уровне 55-60%, то прогнозируемый рост выручки в 2012 году уже составляет 40-45%. В компании явно чувствуют присутствие конкурента, но не отчаиваются и стараются найти новые источники заработка.
СЕРВИСЫ
В последнее время "Яндекс" начал активно развивать сервисы, которые, на первый взгляд, лишь отдаленно связаны с поисковой системой: "Яндекс.Карты", "Яндекс.Такси", "Яндекс.Диск", "Яндекс.Музыка". Это путь, на котором уже многие годы находится и преуспевает Google. В подражании мировому гиганту нет ничего плохого, считает аналитик ИК "Финам" Леонид Делицин. По его словам, компании важно закрывать все потребности пользователей, иначе в конечном итоге они смогут начать пользоваться сервисами конкурентов.
"Дублирование сервисов – непременный атрибут войны между порталами. То, что есть у одного, должны быть и у другого", - считает Делицын.
При этом "Яндекс" не только увеличивает вовлеченность пользователей с помощью новых сервисов, но и успешно монетизирует свои продукты, что позволяет диверсифицировать бизнес и минимизировать потери на рынке поиска.
Например, в октябре 2011 года компания запустила сервис "Яндекс.Такси", являющийся агрегатором предложений услуг от различных таксомоторных парков Москвы. Для пользователей данный сервис бесплатный – они платят только за услуги такси, а вот с таксопарков "Яндекс" теперь берет комиссию, которая, по данным источника РИА Новости, знакомого с ситуацией, составляет 5%.
Источник также утверждает, что в 2013 году через "Яндекс.Такси" будет обработано заказов на сумму около 60 миллионов долларов. Таким образом, комиссия "Яндекса", полученная от таксопарков, составит 3 миллиона долларов. При этом данный сервис пока действует только в Москве, однако расширение его географии, согласно планам компании, не за горами.
Еще одним подобным активом "Яндекса" является его картографический сервис, созданный в 2004 году. Компания постоянно улучшает как покрытие, так и функционал сервиса, что дало уже свои плоды. Так, компания Apple в последней версии своей мобильной платформы iOS 6 уже начала применять геопоиск и краткие подсказки из сервиса "Яндекс.Карты", отказавшись от использования карт Google.
Пока основным конкурентным преимуществом "Яндекс.Карт" является часто более детальное, чем у Google, покрытие территории России, ряда стран СНГ и Турции. В июне Волож в интервью РИА Новости заявил, что компания в течение нескольких месяцев планирует покрыть детальными онлайновыми картами весь мир. Тогда, теоретически, "Яндекс.Карты" смогут конкурировать на равных и с картографическим сервисом Google.
СРАВНЯЛИСЬ С КОНКУРЕНТАМИ
"Яндекс", конечно, не забывает и про свой главный продукт – непосредственно поисковую систему. Летом Волож объявил о том, что компания значительно расширила покрытие глобального поискового индекса, и по этому показателю "Яндекс" теперь сравним с Google и Bing.
Теоретически, это открывает "Яндексу" дорогу практически в любую страну. Впрочем, Волож сразу отметил, что они не будут запускать локализованную версию "Яндекса" на рынке США, поскольку он очень конкурентен.
Хотя сравнимый с Google и Bing глобальный индекс открывает "Яндексу" еще одну возможность для заработка. Как рассказал Волож в июне, компании, которым нужен мировой поиск, но которые по каким-то причинам не могут работать с Google или Bing, смогут лицензировать поиск "Яндекса".
Вообще "Яндекс" придерживается аккуратной стратегии выхода на зарубежные рынки: в сентябре 2011 года компания запустила локализованные версии ряда своих сервисов в Турции. По информации "Яндекса", вопрос о выходе на рынки других стран будет решен только после подведения результатов первого года работы в этой стране.
За те 15 лет, что существует знаменитая российская поисковая система, ее основатели сумели добиться многого, развив обычный поисковой сервис в крупнейшую в России интернет-компанию с мировым именем, торгующуюся на бирже NASDAQ. Конечно, успехи Google, который существует примерно столько же, заметно больше, но на то есть вполне объективные причины: никто не знает, каким был бы "Яндекс" сейчас, если бы Аркадий Волож и нынешний директор по технологиям "Яндекса" Илья Сегалович переехали в свое время в США и решили бы там развивать свой поисковик, передает РИА Новости.