"Россия представляет собой один из наиболее перспективных развивающихся рынков для производителей шоколада. Ожидается, что к 2016 году российский рынок, оцениваемый сейчас более чем в 8 миллиардов долларов, вырастет на 45%. По мере роста потребительского спроса на более дорогую и качественную продукцию на рынке увеличивается активность производителей шоколада ручной работы", - отметил руководитель практики по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ Георгий Патарая, слова которого приводятся в сообщении.
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Мировой рынок шоколада, несмотря на подрывающую доверие потребителей экономическую турбулентность, развивается стабильно и обещает рост в течение ближайших пяти лет в среднем по 2% в год, добавляют исследователи.
Тем не менее производители сталкиваются с новыми проблемами, которые связаны с растущими требованиями потребителей к разнообразию ассортимента и волатильностью на рынках по производству какао.
Крупнейшим рынком шоколада в мире остается Западная Европа, однако замедление его роста указывает на появление признаков насыщения. "Производители уделяют все больше внимания проблемам здоровья, что отражается на выпускаемой продукции: в 2011 году 10% ассортимента новой продукции составил шоколад для вегетарианцев, 7% — шоколад без добавок и также 7% — шоколад, произведенный при соблюдении экологических стандартов (organic chocolate)", - говорится в сообщении.
Активно растущим рынком сегодня является Китай. Несмотря на то, что изначально развитие шоколадной индустрии в Китае тормозилось из-за распространенной у китайского населения лактазной недостаточности, с 2009 года продажи шоколада там взлетели на 40%. Согласно годовому отчету компании Lindt, китайский рынок ежегодно растет на 30%.
ТРИ ТИПА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В целом исследователи выделяют три различных типа покупателей шоколада, каждый из которых отличается своим особым поведением и требованиями. К первой категории относятся потребители, для которых важно удобство. "Прежде всего, те любители шоколада, которые предпочитают забежать за батончиком в ближайший магазин или приобрести целую упаковку из нескольких батончиков во время еженедельного похода за покупками", - говорится в сообщении. Учитывая, что удобство приобретает все большую важность для покупателей, испытывающих дефицит времени, растут продажи порционного шоколада. В том числе производители шоколада премиум-класса пересматривают свою стратегию, выпуская плитки меньших размеров.
На многих рынках при покупке шоколада потребители прежде всего обращают внимание на соотношение цены и качества – это вторая категория. Соотношение цены и качества представляет особую важность для покупателей в тех странах, где средний класс еще только формируется и уровень его доходов существенно отстает от доходов среднего класса в западных странах. Согласно исследованию, проведенному финансовой компанией Rabobank, в США и Великобритании в 2010 году плитка шоколада весом 45 грамм составляла менее 1% от еженедельных расходов на питание, тогда как в Индии ее доля достигла 18%.
Третья категория - покупатели, предпочитающие элитную продукцию. Согласно данным исследования, сейчас наблюдается тенденция к увеличению доли продукции премиум-класса, а также появлению у крупных премиальных брендов "налета "массовости" на фоне растущего стремления потребителей к ежедневной роскоши".
Что касается дальнейших перспектив развития шоколадного рынка, то к 2030 году исследователи ожидают дальнейшего развития сегмента элитной продукции, распространения практики создания шоколада с учетом индивидуальных вкусов человека, появления новых рецептов и др. Кроме того, производители, следуя спросу потребителей, следящих за рационом, будут уменьшать размеры своей продукции. Ожидается также дальнейшее развитие каналов сбыта. В том числе, производители, возможно, будут стремиться увеличить продажи более дорогой продукции за счет открытия собственных магазинов, что уже сделали, например, Hershey и Mars (бренд M&M's), поясняет KPMG.
KPMG – это международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги, работает в 153 странах мира. В России KPMG (КПМГ) работает более двадцати лет.
Ксения Тимакова, Прайм