ЛЮКСЕМБУРГ, 8 окт - ПРАЙМ.
Без этого Португалии не могут выдаваться очередные транши финпомощи. Общий объем помощи для страны - 78 миллиардов евро от стран еврозоны и Международного валютного фонда (МВФ). Она была одобрена в 2011 году во избежание дефолта государства.
"Ожидается модификация условий, лежащих в основе финансовой помощи Португалии, предоставляющая дополнительный год (до 2014 года) на корректировку чрезмерного дефицита бюджета", - говорится в материалах. Таким образом, страна будет обязана снизить дефицит бюджета ниже 3% в 2014 году, а не в 2013 году, как это предполагалось при принятии программы финпомощи.
Кредиторы Португалии в сентябре текущего года согласились смягчить требования по показателям дефицита бюджета на 2012-2014 годы. Так, по итогам текущего года Португалии необходимо достичь дефицита в 5% ВВП против 4,5% ранее. В 2013-2014 годах показатель следует сократить до 4,5% и 2,5% соответственно против 3% и 2,3% ранее.
Перед заседанием Еврогруппы, 8 октября, пройдет инаугурация совета директоров Механизма финансовой стабильности (МФС). Он должен был начать работу еще в июле текущего года, однако этого не произошло из-за задержки Германии в процесс ратификации договора о существовании механизма.
МФС - фонд, призванный спасать проблемные страны еврозоны от дефолта. Сейчас в регионе действует временный Европейский фонд финстабильности (ЕФФС), кредитующий Грецию, Ирландию и Португалию и банки Испании. После появления МФС поддержка последних перейдет к нему. МФС был создан для усиления борьбы с кризисом и успокоения рынков, по своим функциям будет аналогичен ЕФФС.
Общий объем оплаченного капитала МФС составит 80 миллиардов евро. Прочие 620 миллиардов евро МФС - капитал по требованию, кредитная мощность МФС и ЕФФС вместе - 500 миллиардов евро.
Два первых равных транша на общую сумму 32 миллиардов евро в счет оплаченного капитала МФС страны еврозоны внесут в течение 15 дней после инаугурации, то есть не позднее 23 октября. Власти еврозоны рассчитывают, что МФС станет полностью рабочей структурой к концу октября текущего года.
Экофин 9 октября планирует обсудить внедрение отдельными странами ЕС налога на финансовые транзакции (в рамках специальной процедуры "углубленного сотрудничества"). ЕК представила законопроект по единому для всего Евросоюза налогу на финансовые транзакции в 2011 году. Для принятия предложений требовалось единогласное решение стран ЕС, чего не произошло.
Как говорится в документах к заседанию Экофина, "значительное количество стран" ЕС поддержало идею о внедрении директивы через процедуру так называемого "углубленного сотрудничества" - то есть не всеми, а лишь некоторыми государствами ЕС. Чтобы такое сотрудничество стало легитимным, минимум девять стран Евросоюза должны поддержать его. Власти ЕС рассчитывают, что процедура "углубленного сотрудничества" будет введена к концу 2012 года.
Министры финансов Франции и Германии в прошлом месяце направили письмо Еврокомиссии с тем, чтобы она представила Экофину предложения по форме "углубленного сотрудничества", основанных на первоначальных предложениях ЕК.
Министры также обсудят возможность изменения системы мониторинга в области европейского семестра. В рамках семестра страны ЕС согласовывают национальные бюджеты с Еврокомиссией, она выдает рекомендации и затем следит за их исполнением. Европейский семестр действует в ЕС лишь второй год, а мониторинг текущего года признан удовлетворительным.
Представители председательствующего в ЕС Кипра планируют в ходе заседания Экофина сообщить о прогрессе по формированию в ЕС единой системы гарантирования депозитов и работы с проблемными банками. Оба этих механизма смогут появиться в регионе лишь после появления законодательной основы для существования системы единого надзора за банковской деятельностью. Власти ЕС рассчитывают, что последнее произойдет до конца текущего года. Однако законопроект, предложенный по этому вопросу ЕК в сентябре, предстоит пройти непростое обсуждение в Европарламенте, а также в Экофине и Еврогруппе.
Участников рынка в настоящее время больше всего интересуют вопросы экономики Греции и Испании, которые не отмечены в повестке дня заседаний министров.
Глава правительства Испании Мариано Рахой вновь заявил, что страна еще не приняла решение об обращении за внешней финансовой помощью. Аналитики ждут подобного обращения. Удовлетворение ЕФФС или МФС подобного запроса может активировать новую систему интервенций ЕЦБ на вторичном рынке государственных облигаций стран еврозоны.
Ведущие профсоюзы Испании по итогам завершившихся в воскресенье многотысячных антиправительственных демонстраций призвали провести всеобщую забастовку 14 ноября. В воскресенье в 57 испанских городах прошли массовые акции протеста, организованные ведущими профсоюзными объединениями и 150 общественными организациями, входящими в "Социальный саммит" против предложенного правительством проекта государственного бюджета на 2013 год.
В Греции с начала сентября идут затянувшиеся переговоры кредиторов и властей о дальнейшей оптимизации бюджета страны в обмен на транши кредитов от еврозоны и МВФ. Как заявил премьер Греции Антонис Самарас, стране необходимо получить следующий транш финансовой помощи до конца ноября, в противном случае она объявит дефолт - первый в еврозоне.
Эти темы, поскольку являются наиболее горячими в ЕС, могут быть обсуждены в ходе заседаний Еврогруппы и Экофина. Однако поскольку официальных действий от Испании пока нет, а переговоры Греции и кредиторов не завершены, официальных решений принято не будет, передает РИА Новости.