Рейтинг@Mail.ru
Внедрение MNP в РФ потребует не менее 2-3 лет – исследование - 15.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Внедрение MNP в РФ потребует не менее 2-3 лет – исследование

Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 10 окт – ПРАЙМ. Таковы результаты исследования, проведенного ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР).

"Исходя из необходимости тестирования и масштабной корректировки правовой базы, необходимо 2-3 года с момента принятия закона для полноценного и качественного запуска MNP", - говорится в отчете НИИР, копия которого имеется в распоряжении агентства "Прайм".

Минкомсвязь в мае подготовило поправки в закон "О связи", предполагающие внедрение MNP в РФ с 1 января 2014 года. Документ был подготовлен по поручению Дмитрия Медведева, которое он дал, будучи президентом РФ. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров не исключал, что введение услуги возможно и ранее указанного срока. Между тем, в сентябре помощник президента РФ, экс-глава Минкомсвязи Игорь Щеголев раскритиковал законопроект, заявив, что у операторов хватает и других забот. Министерству поручено до 27 октября доработать документ.

По данным НИИР, в ряде зарубежных стран, где внедрен MNP, задержка внедрения к первоначально установленным срокам составляла от 4 месяцев до 4,5 лет.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТЕСТИРОВАНИЕ, МОДЕРНИЗАЦИЯ

Как говорится в отчете НИИР, внедрение MNP потребует реализации ряда процедур и должно проходить в несколько этапов.

В частности, необходимо привести в соответствие с возможностью реализации сервиса MNP нормативную базу. Всего необходимо скорректировать порядка 20 нормативно-правовых актов, в том числе федеральный закон "О связи", выяснили в НИИР.

Кроме того, необходимо провести комплексное испытание работы услуги в опытных зонах, которые предлагается развертывать в два этапа.

На первом этапе услуга MNP должна быть отработана в рамках каждого из субъектов РФ, участвующих в опытной зоне.

На втором этапе должна быть протестирована возможность переноса номера из одного субъекта РФ в другой. При этом в испытаниях должны участвовать не менее трех операторов сотовой связи, операторы фиксированной связи, а также транзитные операторы. В опытной зоне должна быть отработана техническая возможность переноса номера в пределах одного субъекта РФ и между двумя субъектами РФ, организационно-техническое взаимодействие операторов сотовой связи с администратором централизованной базы данных перенесенных номеров, а также обеспечение реализации функций СОРМ.

Поскольку внедрение MNP затронет также операторов платежных систем, которые в своей деятельности используют информацию о привязке абонента к сотовому оператору, среди прочих должна быть решена задача их информирования о переносе номера.

Для внедрения MNP также потребуется модернизация сетей связи и информационных систем поддержки операционной деятельности операторов, включая тендеры на закупку оборудования, обновление ПО, спецификации и др.

Помимо этого, перед внедрением MNP необходимо разработать компенсационный механизм для страховки от частого переноса номеров и защиты от возможного мошенничества.

Кроме того, отмечает НИИР, если сегментом переноса номера будет вся страна, может потребоваться перепланирование всех сетей связи из-за увеличения числа каналов, необходимых для воспроизведения информационных сообщений о перенесенных номерах вызывающим абонентам. На это дополнительно потребуется не менее полутора-двух лет.

По мнению экспертов НИИР, продолжительность процедуры переноса номера при внедрении услуги MNP необходимо увеличить до 2-3 недель (в законопроекте предложено три дня), что позволит операторам качественно реализовать все необходимые процедуры переноса номера. По данным НИИР, средний срок переноса номера в странах, где внедрена услуга MNP — 7 дней. В ряде стран он достигает 45 дней (Дания).

КТО ЗАПЛАТИТ?

По данным, приведенным НИИР, за рубежом затраты, связанные с процессом переноса номера, несет оператор-реципиент (к которому переходит абонент). Он обеспечивает взаимодействующим операторам компенсацию затрат на перенос номера и дополнительные расходы, связанные с пропуском трафика на перенесенный номер.

Чтобы восполнить эти затраты, оператор-реципиент использует заградительные меры для абонента-мигранта: вводит платеж за перенос номера или минимальный срок действия абонентского договора.

Так, в Европе плата за перенос номера составляет в среднем 8,38 евро, в Перу абонент платит за новую SIM-карту (около 6 долларов), а в Японии при переходе к другому оператору связи абонент приобретает новый мобильный телефон из-за привязки аппарата к сети оператора.

Временной заградительный барьер для абонента составляет в среднем 12 месяцев в большинстве стран – в течение этого срока абонент не может уйти от нового оператора, что при существующих схемах оплаты (как правило, тариф с обязательной абонентской платой) позволяет операторам-реципиентам компенсировать издержки.

В России по закону нельзя ввести минимальный срок действия договора - это противоречит ГК РФ и закону о защите прав потребителей, отмечает НИИР.

Поэтому, считают эксперты, при организации MNP в РФ в качестве единственно возможным вариантом заградительного барьера может быть единовременный платеж абонента за перенос номера при каждой смене оператора.

РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

В российских условиях внедрение MNP не очень привлекательно для абонентов, считают в НИИР.

Во-первых, возможен перенос только услуг голосовой связи, голосовой почты, передачи SMS и ММS, при этом отсутствует возможность переноса дополнительных сервисов, привязанных к sim-карте абонента: адресов e-mail, сервисов FMC, мобильной коммерции и т.п. "Это служит одной из весомых причин, снижающих привлекательность услуги переноса для абонента", - полагают в НИИР.

Еще одно ограничение связано с нераспространением переносимости номера на сети фиксированной связи – из-за этого невозможен перенос "прямого" номера из региона в регион. Для "прямых" сотовых номеров используется фиксированный код АВС (например, в Москве это "495" или "499"), который "привязан" к одному региону.

"Таким образом, в тех регионах, где на мобильных телефонах используются "короткие номера" в коде ABC, их прямой перенос (без использования кода DEF) невозможен. С учетом этой проблемы услуга MNP может быть реализована только в рамках субъекта РФ", - говорится в отчете.

Кроме того, отмечает НИИР, если сегментом переноса номера будет вся страна, может потребоваться перепланирование всех сетей связи из-за увеличения числа каналов, необходимых для воспроизведения информационных сообщений о перенесенных номерах вызывающим абонентам. На это дополнительно потребуется не менее полутора-двух лет.

Если MNP будет распространен на всю территорию РФ, это может привести к тому, что при звонках даже в рамках одного региона возникнет междугородняя составляющая, и в осуществлении звонка будет участвовать оператор междугородной связи, с которым вызываемый абонент может не состоять в договорных отношениях. Ограничение территории предоставления услуги MNP рамками субъекта РФ исключает возможность появления междугороднего завершения вызова при местных/зоновых вызовах на перенесенные номера.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

По данным НИИР, на сегодняшний день услуга переноса абонентского номера в сетях сотовой связи реализована в 65 странах мира, включая все страны Евросоюза.

Возможность переноса абонентского номера вводилась в зарубежных странах в качестве регуляторного инструмента, способствующего созданию конкурентной среды на рынке услуг связи. Это происходило, главным образом, на начальном этапе развития рынка мобильной связи или на рынках с недостаточным развитием подвижной связи, отмечают в НИИР.

Впервые в мире услуга переносимости фиксированных номеров была внедрена в 1995 году в Гонконге, мобильных номеров - в 1997 году в Сингапуре.

В США, по данным Стэнфордского института экономических исследований, после внедрения MNP тарифы на услуги связи снизились в среднем на 4-4,5%, при этом совокупное снижение расходов абонентов составило около 120 миллионов долларов в месяц.

В Европе после введения MNP было зафиксировано снижение тарифов на мобильную связь в среднем на 4%, на фиксированную - до 11%.

В России вопрос введения услуги сохранения номера при смене оператора - в сетях как сотовой, так и фиксированной связи (number portability, NP) - обсуждается с 2005 года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала