Согласно решениям, принятым лидерами G20 в Сеуле в 2010 году в рамках реформы МВФ и пересмотра квот в 2012 году, должна быть определена формула формирования квот, а в следующем году должны быть определены и сами квоты для ряда стран, роль которых в мировой экономике выросла за последние годы.
"Уже очевидно, что одна из задач, поставленных саммитом G20 в Сеуле в 2010 году, выполнена не будет в те сроки, которые были определены. То есть поправки 2010 года в статьи соглашения МВФ к годовому собранию в Токио не вступят в силу, и очевидно, что это решение откладывается до следующего года", - отметил источник в российской делегации.
Отличительной особенностью сессии, основные мероприятия которой начнутся 11 октября в Токио будет то, что на ее полях не состоится традиционная для подобных ежегодных собраний МВФ и ВБ встреча министров финансов G20, таким образом основной акцент исключительно на мероприятиях МВФ и Всемирного банка.
Встреча министров финансов G20 пройдет в начале ноября в Мехико.
О КВОТАХ ГОВОРЯТ, НО НИЧЕГО НЕ РЕШАЮТ
"Ключевая дискуссия будет сконцентрирована именно на вопросах формулы. Последние состоявшиеся встречи на самых различных уровнях, и в Совете директоров, и на уровне заместителей министров показали, что незначительный прогресс в переговорном процессе наблюдается, но он крайне незначителен", - отметил источник.
Он пояснил, что позиции стран-акционеров МВФ пока сохраняются прежние, в первую очередь это касается позиции европейских стран, которые пока не готовы пойти на решительные уступки и согласиться с частичным сокращением их квоты и сокращением в формуле тех переменных, которые позволяют этим странам иметь ту квоту, которой сейчас они обладают.
"Конечно, министры будут стараться с руководством фонда предпринимать усилия, чтобы позиции стран сблизить, но сейчас все-таки мы слишком далеки от консенсуса, чтобы рассчитывать, что в течение двух-трех дней нам удастся достигнуть договоренностей по этому вопросу", - отметил источник.
Он напомнил, что в решении лидеров G20 зафиксировано, что новая формула должна быть подготовлена к январю 2013 года, соответственно есть более двух месяцев для работы. "Но с учетом того, что не так далеко продвинулись за предыдущие месяцы, рассчитывать, что в оставшиеся мы сумеем выдать готовый продукт, который всех устроит, сомнительно. Очевидно одно, что ни при каком раскладе варианта, при котором все страны-акционеры были бы довольны, не будет по определению", - отметил он, добавив, что кому-то, а может и всем станам придется идти на уступки и компромиссы.
ФОРМУЛА ДЛЯ МВФ
Формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов - ВВП, открытость, изменчивость (вариативность) экономики и резервы страны - с весами 50%, 30%, 15% и 5% соответственно.
"По одному из них, в отношении которого страны БРИКС и не только давно высказывали свои принципиальные возражения, по так называемой вариабильности, есть понимание со стороны большинства основных акционеров, что этот показатель из формулы необходимо исключать, поскольку он не в состоянии реально отражать роль и вес той или иной страны в мировой экономике", - сказал источник, добавив, что, скорее всего, это решение пройдет.
Его можно будет рассматривать как первый шаг на пути достижения консенсуса в вопросе новых квот. Хотя и здесь есть свои "подводные камни". Так, вес вариабильности составляет 15%, соответственно если показатель будет исключен, то в пользу каких компонентов будут распределяться веса, пока не ясно.
"С точки зрения остальных показателей ситуация сложней, поскольку очевидно, что emerging markets настаивают на дальнейшем увеличении веса ВВП в формуле, причем рассчитанного по паритету покупательной способности", - сказал источник.
Дискутируется и вопрос по учету резервов в формуле, но очевидно, что целый ряд стран, видимо, настоит на сохранении этого критерия, отмечает он.
Ключевые дискуссии сейчас развернутся вокруг показателя открытости, который позволяет малым экономикам Европы получать значительный вес за счет больших объемов торговли, в том числе, внутри Евросоюза, за счет наличия рядом территорий малых стран крупных международных финансовых центров.
"По судьбе этого показателя ясности нет никакой, очевидно, что абсолютно исключить ее из формулы не получится, весь вопрос будет в том, какое соотношение между этими тремя показателями будет", - сказал источник. Он добавил, что вряд ли стоит ожидать, что сейчас появятся какие-то новые критерии или показатели в формуле. "Всерьез это не рассматривается, тем более что введение любого нового показателя потребует серьезных обоснований, обсуждении, а в условиях цейтнота времени вряд ли мы можем рассчитывать, что появится что-то абсолютно новое", - отметил он.
Что касается позиции БРИКС в этом вопросе, то страны стоят за то, что вариабильность однозначно убирать, в отношении открытости вопрос требует дополнительной дискуссии. "Проблема еще и в том, что в этом переговорном процессе порой складываются очень неожиданные схемы с точки зрения возможных страновых альянсов. Это не та ситуация, когда однозначно противостояние между развитыми и развивающимися странами. Позиция США абсолютно не устраивает Европу, и наоборот. Еще зависит от того, какие сложатся альянсы - кто кого будет готов поддержать и с кем согласится", - пояснил он.
ПОРА ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ
Еще одной ключевой темой на нынешней сессии традиционно станет состояние мировой экономики и ситуация в различных регионах мира. Однако, в отличие от предыдущих, на этой сессии руководство МВФ намерено потребовать от участников переходить от слов к конкретным действиям в рамках оздоровления экономик и в частности, бюджетной консолидации.
"Тот доклад по текущей ситуации, который подготовлен МВФ (обновленный ежегодный доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook) - ред.), можно сказать, что он носит если не пессимистичный, то негативный оттенок по ситуации в целом ряде регионов, то есть и в США, Европе и соответственно на emerging markets. Директор-распорядитель МВФ госпожа Лагард намерена сделать акцент именно на этой проблематике, на принятии уже конкретных мер, шагов, а не только разговоров о необходимости каких-то мер в отдаленном будущем", - сообщил источник.
По его словам, безусловно речь пойдет о программах фискальной консолидации в отношении США, а также в отношении Японии. "Безусловно речь пойдет и о ситуации в Европе, тот же МВФ констатирует в своих докладах ряд позитивных сдвигов, положительное влияние последних решений стран еврозоны, ЕЦБ. Тем не менее, очевидно, что эти меры оцениваются как недостаточные", - отметил он.
На мероприятиях Всемирного банка в рамках данной сессии также ключевым вопросом станет ситуация в мировой экономике. Кроме того, будут обсуждаться еще две основные темы: вопрос занятости, в первую очередь, в развивающихся странах и так называемый disaster risk management (управление в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и их ликвидация).
В рамках сессии 11 октября состоится встреча министров финансов БРИКС, в повестке дня будут те же вопросы, что и для МВФ. "Вопрос о банке БРИКС тоже есть в повестке, но дискуссия по нему не предполагается, просто рабочая группа представит информацию о ходе проработки этого вопроса", - отметил источник.
Что касается повестки для российской делегации, то в Токио запланированы двусторонние встречи министра финансов РФ Антона Силуанова с министрами финансов США, Австралии, Канады, руководством Всемирного банка.
Лана Самарина, Прайм