Итальянец Драги сменил на этом посту француза Жана-Клода Трише, который оставлял своему приемнику еврозону в плачевном состоянии.
В период обсуждения и утверждения кандидатуры Драги на этот пост, ряд СМИ сомневался в его способности завершить дело Трише по урегулированию кризиса в еврозоне, считая, что помешать ему могут "национальные итальянские особенности". Италия - не самая успешная в финансово-экономическом плане страна еврозоны.
Трише возглавлял регулятор восемь лет, последние четыре из которых пришлись на глобальный кризис, заразивший еврозону кризисом суверенного долга и проблемами банковской системы.
Аналитики отмечали, что еще при Трише ЕЦБ превратился в "пожарную бригаду" по тушению пожаров на финрынках. В последние годы регулятору приходилось разрабатывать и принимать непростые антикризисные меры, затем замораживать их действие и вновь размораживать. ЕЦБ снизил учетную ставку до рекордного минимума в 1,0% годовых, затем дважды поднимал ее в условиях роста инфляции и надеясь на восстановление экономики. Спустя всего три месяца после повышения индикатора появилась необходимость его сокращения из-за испаряющегося стимула к экономическому росту в еврозоне.
Трише передавал Драги еврозону в не лучшем виде: регион стоял на пороге рецессии, инфляция находилась значительно выше 2% уже несколько месяцев, долговой кризис лишь усиливался, проблемы ликвидности вновь подкрались к банковской системе.
ЭКОНОМИЧЕСКИ РЕАЛИИ
За год президентства Драги экономическая ситуация в регионе не улучшилась. В сентябре Драги обнародовал новый экономический прогноз ЕЦБ. Ожидания по инфляции и ВВП как на текущий, так и на следующий годы был ухудшены. Теперь регулятор ждет снижения экономики еврозоны в пределах 0,2-0,6% в 2012 году, прогноз на 2013 год представляет собой вилку от падения на 0,4% до роста на 1,4%. Предыдущий прогноз ЕЦБ по ВВП на текущий год закладывал диапазон от роста на 0,3% до снижения на 0,5%. В будущем году предполагался рост на уровне от нуля до двух процентов. Инфляции в текущем году ожидается ЕЦБ на уровне 2,4-2,6% (против прежнего прогноза в 2,3-2,5%), а на следующий – от 1,3% до 2,5% (против 1-2,2%).
Инфляция за время правления Драги так и не опустилась ниже 2% годовых. ЕЦБ, согласно мандату о ценовой стабильности, должен удерживать годовую инфляцию в пределах 2% в среднесрочной перспективе. Показатель перешагнул 2%-ный порог в конце 2010 года и пока не спустился ниже. Таким образом, прогнозы ЕЦБ едва входят в границы ориентира ценовой стабильности. Однако инфляция, судя по действиям ЕЦБ, пока отходит на второй план, так как основными являются проблемы экономического роста, финансовой стабильности и кредитования.
Долговой кризис также не остыл. Этим летом Испания запросила помощь у еврозоны для своих банков, Кипр попросил поддержки экономики. Греции был одобрен второй пакет финпомощи, но страна и кредиторы вот уже несколько месяцев не могут договориться о продолжении кредитования.
НЕСТАНДАРТНЕЕ НЕКУДА
Вопрос о необходимости вернуться к политике снижения ставки повис в воздухе накануне ухода Трише с поста главы ЕЦБ, однако аналитики не ждали от первого же ноябрьского совета управляющих под руководством Драги решительных действий в этом направлении. Они просчитались. Драги преподнес сюрприз, сократив ставку, за что старший экономист ING Карстен Бржески наградил его прозвищем "Супер Марио". На этом новый глава регулятора не остановился: совет управляющих снизил ставку и в декабре. Решительные действия и на этом не закончились.
Видя очень непростую ситуацию с ликвидностью на рынке, совет управляющих под президентством Драги решил провести два трехлетних безлимитных аукциона для банков еврозоны - таких сроков по этим операциям ЕЦБ еще не видел. Суммы кредитов также стали для регулятора рекордными. Банки взяли у него в декабре 2011 года и феврале 2012 года около 1 триллиона евро, причем почти даром - под ставку рефинансирования. После первого же аукциона Драги назвали Санта Клаусом.
Аналитики посчитали, что у аукционов был и скрытый смысл: кроме поддержки фондирования кредитных институтов они стали косвенным количественным смягчением по-еврозоновски.
ЕЦБ в то время сокращал объемы покупок суверенных облигаций стран еврозоны на вторичном рынке, хотя инвесторы надеялись на увеличение этой программы. Драги же твердо стоял на том, что ЕЦБ не станет кредитором последней инстанции для государств.
В любом случае, часть средств, по мнению аналитиков, от "трехлеток" ЕЦБ пошла на покупку банками суверенных долгов, в том числе, проблемных стран региона. Правда большая часть осела на депозитах в Евросистеме и не перешла в реальную экономику. Чтобы побудить банки к кредитованию, ЕЦБ обнулил депозитную ставку.
Помимо решительности за год правления Драги показал и другое свое качество: способность выжидать, бездействуя, несмотря на то, что рынки ждут действий.
Аналитики не исключали, что регулятор объявит дополнительные среднесрочные аукционы по кредитованию банков после двух "трехлеток", однако этого не происходит. Обнуление ставки пока не привело к результатам, кроме того, и спрос на кредиты остается невысоким.
Рынки надеялись на расширение программы выкупа Евросистемой государственных облигаций стран еврозоны на вторичных рынках, однако в марте текущего года эти операции прекратились, несмотря на то, что доходности, к примеру, по десятилетним испанским бумагам подходила к тревожным рубежам, наводя на мысли о необходимости оказывать ей внешнюю поддержку. ЕЦБ стал агентом по операциям на вторичном рынке госбумаг еврозоны у ЕФФС и ждал интервенций от этого антикризисного фонда.
Аналитики отмечали, что выдержкой Драги стремиться оказывать давление на руководителей отдельных государств еврозоны, давая понять, что ЕЦБ не в силах один решить все проблемы региона и вывести его из кризиса, что оперативно действовать должны и прочие политики.
"Может ли он спасти евро? Он и ЕЦБ внесли значительную лепту, но только действия правительств (в области структурных реформ, фискальной консолидации, и формирования общеевропейской инфраструктуры) в итоге будут определять, останется ли еврозона единой в ее нынешней форме", - сказал РИА Новости старший экономист по еврозоне UniCredit Research Марко Валли.
В период сдержанности в политике интервенций на рынки суверенного долга, ЕЦБ, между прочим, снизил в июле ставку до рекордного минимума - 0,75% годовых, что, правда, было ожидаемо аналитиками. Теперь они не исключают, что регулятор пойдет к новым рекордам по ставке.
Ожидание Драги закончилось резким прыжком в направлении рынка государственных облигаций стран еврозоны. Между тем до этого страны ЕС успели договориться об увеличении кредитных мощностей антикризисных фондов ЕС, создать второй пакет спасения Греции от дефолта, договориться о помощи банкам Испании, принять бюджетный договор.
СКАЧОК
Глава ЕЦБ обещал в июле сделать все возможное в рамках мандата банка для защиты евро. После заседания совета управляющих в августе Драги лишь намекнул на пересмотр программы выкупа суверенных облигаций стран еврозоны. Он заставил рынки нервно ожидать последствий. В сентябре ЕЦБ представил обновленную программу (дав ей название ОМТ), чем превзошел ожидания аналитиков. Условия ее стали жестче предыдущей: интервенции Евросистемы теперь будут проводиться лишь в обмен на обращение соответствующей страны к ЕФФС или МФС за финпомощью (не обязательно с привлечением кредитов) с принятием обязательств по улучшению состояния экономики. Этой программой регулятор сможет купить время для отдельных стран, не доводя дело до антидефолтной помощи. Теперь Драги в защиту программы отмечает, что она не является скрытым кредитованием правительств, так как, в частности, регулятор будет покупать бумаги у инвесторов, а не у казначейств стран еврозоны.
ОМТ пока опробована не была, потому что ни одна страна еврозоны (а рынки ждут таких действий от Испании) не подала соответствующего запроса. ЕЦБ вновь занял выжидательную позицию.
"Последние сведения о денежном предложении и кредите по еврозоне подтверждают прочие признаки и наводят на мысль, что анонс программы ОМТ стабилизировал финансовые условия и потоки в еврозоне", - пишут аналитики Credit Suisse.
Среди последних заявлений Драги: странам еврозоны стоит расстаться с частью суверенитета в пользу наднациональных институтов. Это важно в процессе подавления кризиса. Фоном к заявлению является политика властей Евросоюза по усилению финансово-экономической интеграции в еврозоне, создание единой системы надзора за банками, формирование банковского союза в ЕС.
"Я считаю, что Драги уже проделал значительную работу, предоставив эффективную поддержку банковскому сектору (в виде трехлетних аукционов - ред.), а также правительствам (анонсированием ОМТ). Он действовал и политически грамотно и очень прагматично, но всегда в рамках мандата ЕЦБ", - считает Валли, передает РИА Новости.